Образование: статьи и материалы » Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Занятия способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить занятия школьников по фольклору.

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

К проблемам народной педагогики обращались многие учёные прошлого и современности, в частности: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Определённый исследовательский и практический опыт накоплен педагогами школ Вологодской области, Гатчины, Иванова, Костромы, Ярославля и других городов.

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков.

На сегодняшний день в России лишь единичные образовательные учреждения имеют специальные отделения; чаще всего дело ограничивается только факультативными или тематическими курсами. Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Отсюда вытекает проблема: какие педагогические условия необходимо создать для включения учащихся в фольклорную среду и развития творческих способностей на этой основе.

Объектом нашей работы является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет - музыкальный фольклор как средство развития творческий способностей младших школьников.

Цель нашего исследования заключается в обосновании значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на творческие способности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели решается следующий круг задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность детского музыкального фольклора, Раскрыть понятия способности, творчество.

2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области.

3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору.

4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках.

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:

развитие творческого начала младших школьников средствами музыкального фольклора будет эффективно при условии:

систематического использования фольклорного материала в образовательном процессе;

учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Методологической основой исследования являются работы в области фольклористики по раскрытию и обоснованию специфики фольклора А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов Шейна, В. Виноградова.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:

Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по фольклору, анализ передового педагогического опыта; наблюдение, беседа, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, изучение и обобщение практического опыта по использованию фольклора в системе образования.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.


Похожие статьи:

Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические пра ...

Причины возникновения и развития девиантного поведения у девочек-подростков
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а ...

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области развития воображения старших дошкольников мы предлагаем программу кружка для детей старшего дошкольного возраста "Природа и фантазия" (приложение), в который входит система интегрированных занятий, включающих различные приёмы и методы р ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru