Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как "Стоит в поле теремок". Текст повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо - зверек, птичка - кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги - каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений.
Итак, при импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, виденные фильмы, спектакли - то есть опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.
Фольклор в учебно-воспитательном процессе выступает как средство для гармонического развития детей. Мы согласны с мнением Г.В. Лобковой о том, что "внедрение фольклорного материала как стержневой составляющей образовательного процесса, начиная с дошкольной ступени и заканчивая старшими классами, позволит естественным путем решить задачи углубленного постижения не только языка, но и основ мировосприятия, мироощущения, свойственных народу".
Для развития творческих, музыкальных, коммуникативных способностей необходимо выполнение ряда условий:
единство процесса обучения и воспитания;
осуществление межпредметных связей;
разнообразие видов деятельности, форм занятий (урок, праздники, посещение музеев, выставок);
наличие благоприятных условий (специально оформленные помещения, оборудованный интерьер).
Соблюдение перечисленных условий позволило построить процесс развития творческих способностей школьников на основе народной культуры, фольклора.
Данные о динамике музыкально-творческого развития (креативности), овладения творческими умениями на уроках музыки, об анализе средств музыкальной выразительности приведены нами в таблицах 1, 2,3.
Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности детей.
Следовательно, задачи, поставленные в дипломной работе, нами решены.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 1 классе МОУ "Игмасская СОШ".
Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.
К началу 90-х годов фольклорное движение приобрело новые формы, в основе которых лежит качественно новый этап развития общественного интереса к культурным традициям своего народа через осознанное отношение к содержательной стороне традиционной культуры (а собственно и фольклора), выяснение её художественной, этической, историко-культурной ценности.
В Вологодской области направление изучения и практического восстановления народных традиций ведут специально созданные учреждения культуры - центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры, дома народного творчества.
В своей исследовательской работе мы опирались на опыт ученых-исследователей в области фольклора: А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов П. Шейна, Г.С. Виноградова и др.
Целью работы явилось теоретическое и практическое обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влиянии на творческие способности младшего школьника. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора и этнографии в обучение. В первой главе мы рассмотрели вопрос развития использования фольклора в практике образовательного учреждения, дали определение "фольклор", "способности", "творчество", рассмотрели его жанровую специфику.
Рассмотрев категорию "фольклор", мы выяснили, что она выступает как некая система взглядов и жизненных установок человека, выработанных на протяжении многих сотен лет.
Во второй главе проанализировали содержание и формы работы в период педагогической практики. Мы видим, что за последние годы в области наметились большие позитивные сдвиги в сторону использования традиционной народной культуры и фольклора.
Рассмотрев содержание, формы фольклора в работе с детьми школьного возраста, мы пришли к выводу.
Для развития духовно-нравственных качеств, коммуникативных способностей, творческих, физического развития детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий.
Воспитание детей на основе народной культуры очень велико для подрастающего поколения, и это дает большие возможности для творческого развития и роста детей.
Похожие статьи:
Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен
Социальная работа, как форма практической деятельности, трактуется в широком и узком смысле. В узком смысле – это деятельность, осуществляемая специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную си ...
Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла ...
Система работы классного руководителя, направленная на формирование
культуры поведения у младших школьников
В течение нескольких недель мы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения младших школьников: проводили классные часы, этические беседы, родительское собрание, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение «Уг ...