Образование: статьи и материалы » Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников » Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Система жанров музыкального фольклора и их характеристика

Страница 2

Пестушки по своему назначению способствовали развитию ребенка координации движений, равновесия, закреплению элементарных двигательных навыков.

Потешки - песенки и припевки, напевеемые для ребенка во время несложных игр с ним - либо для того, чтобы уже на втором году его жизни, когда он начинает говорить и понимает речь. В потешках органично соединяются развлекательные и обучающие моменты. Поэтический и музыкальный склад этих песен предельно прост: напев образуется последовательностью одинаковых мелодических попевок в узком диапозоне.

Например (катают ребенка с подушек, как с горки):

Качи, покачи, о синовы турачи!

Кат, катышок, будет Юра женишок!

Прибаутки - песенки, напеваемые с целью умственного развития ребенка. В них непременно содержится обучающий элемент:

Говорят, говорят у нас так:

Курочки на улочке "Ку-дах-тах-тах!"

Гусыньки в луженьке "Га-га-га!"

Индюшки у грушки "Шун-ды-бул-ды!"

Как разновидность прибауток встречаются небылицы - перевертыши - песенки, чей сюжет нарочито изменен, "перевернут с ног на голову".

Дети понимают несуразность текста, при этом само смещение реальных связей и отношений закрепляет у них подлинное понимание соотношения вещей и явлений. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности, смысловой "запутанности" таких небылиц:

А где ж это видано, и в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.

Фольклористами зафиксированы и напеваемые как взрослыми для детей, так и самими детьми загадки - одноэлементные напевы с текстом загадки.

Заря заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Месяц видал ни слова не сказал.

Солнце видало ключи подобрало.

Песенки - загадки и поныне активно сочиняются и исполняются детьми в традиционной манере, но с современной тематикой.

Сказки с песнями - особый жанр эпоса, сочетающий устное поэтическое и музыкальное народное творчество. В чем-то он родствен играм с песнями, где музыкальный компонент вторичен по сравнению с драматическим или игровым. По форме сказки с песнями представляют собой повествование волшебного, приключенческого или бытового характера, перемещающиеся время от времени напевами. Песня - это чаще всего речь одного из персонажей.

Как только ребенок становится способным к общению со сверстниками и более старшими детьми, он активно включается в процесс детского творчества. Это возрастной период наполнен всевозможными жанрами, сопровождающими игры, - считалками, дразнилками, скороговорками.

Детский фольклор удивительно многообразен в своих проявлениях - наряду с календарными закличками, приуроченными к определенным праздникам, существует масса жанров, без которых невозможно представить себе мир ребенка традиционной деревни.

Общим свойством этих жанров является то, что поэтический текст здесь гораздо важнее напева. Более того, эти жанры могут исполняться и без напева, как стишки.

Считалки (или жеребьевки) - песни, предшествующие игре, основная функция которых - регламентировать ее проведение (для установления роли участников игры или их очередности в игре). Такое назначение считалок предопределяет их четкую ритмизацию:

Косой заяц вырвал травку,

Положил ее на лавку,

Кто возьмет - тот вон пойдет!

Завершается считалка, как правило, обращением к выбывающему ("Родион! Выйди вон!")

Дразнилки - сатирические по содержанию. Насмешка над сверстниками - основная фабула любой дразнилки. Как и всякий другой жанр детского фольклора, дразнилки лаконичный по форме, их композиция типизирована: сначала они содержат собственно обращение к адресату дразнилки (его имя), затем - к нему рифмуется прозвище, после чего следует непосредственно дразнилка :

Райка балалайка,

В доме не хозяйка.

В огороде сидела

Всю капусту поела.

Мелодика дразнилок обычно несложная - одна и та же попевка повторяется несколько раз, либо мелодическое движение ограничивается "раскачиванием" на двух-трех звуках. Стих временной организации крепится к мелодии в этом случае самым простым способом: все ударные слоги противопоставлены по высоте безударным, интервал же между ступенями - произволен (от секунды до квинты):

Андрей воробей, не шугай голубей.

Голуби боятся, на крышу не садятся.

Известна жанровая разновидность дразнилок - "птичьи" припевки, сатирическое содержание которых обращено к птицам (воробью, галке, сороке, сычу, вороне):

Дрозд, дрозд, дрозд, деревянный нос.

Деревянный нос, соломенный хвост.

Скороговорки - словесные игры детей, основанные на быстром чередовании труднопроизносимых слогов и различных слоговых комбинаций. Поскольку первостепенное назначение скороговорки - логопедическое (они предназначены для отработки дикции), то наличие какого - либо музыкального компонента в них второстепенно.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Работа с родителями учащихся
Свое влияние на воспитание учащихся в семье любое педагогическое учреждение осуществляет через самые разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общем масштабе всего учебного зав ...

Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...

Причины и типы отклонений в поведении младших школьников
Типические причины отклонений в поведении младших школьников: недостаточный уровень социальной зрелости ребёнка, неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru