Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные уели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.
Инструкция: Вам предлагается два списка ценностей: список А (ценности-цели) и список Б (ценности-средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Присвойте каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими.
Стимульный материал
Список А
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
здоровье (физическое и психическое)
интересная работа
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
наличие хороших и верных друзей
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
счастливая семейная жизнь
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
творчество (возможность творческой деятельности)
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).
Список Б
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
воспитанность (хорошие манеры)
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
жизнерадостность (чувство юмора)
исполнительность (дисциплинированность)
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
непримиримость к недостаткам в себе и других
образованность (широта знаний, высокая общая культура)
ответственность (чувство долга, умение держать слово)
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
честность (правдивость, искренность)
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
чуткость (заботливость)
Интерпретация
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места.
Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.
Похожие статьи:
Воспитание человека культурного
Бескультурный человек подобен дикарю: у него одна потребить, удовлетворить голод или защититься от стужи. На все он смотрит равнодушным взглядом, перестает изумляться, ни к чему не привязан, ничего не любит, для него нет никаких святынь, "для энного, и в этом именно заключается сущность его б ...
Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий х ...
Социальная педагогическая практика – взаимодействия общественного и семейного
воспитания в МДОУЦРР детский сад №57 г. Белгорода
Практическая часть исследования проводилась в МДОУ № 57 г. Белгорода. Систематическая и эффективная работа с семьей здесь проводилась уже много лет, одной из форм взаимодействия является родительская газета. На первом этапе исследования мы выяснили, какое место занимает газета в ряду других форм вз ...