Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Остановимся на понятии "фольклор", "детский фольклор", выявим его сущность и жанровую специфику.
В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства".
По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение "народное" интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья - фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности.
Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что "фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими".
На конкретном уровне фольклор следует рассматривать как особую жанровую систему. Для этого дадим определение категории "жанр", понимание которой позволяет классифицировать фольклор.
В энциклопедическом словаре понятие "жанр" трактуется как "род, вид, исторически сложившийся во всех видах искусства тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания".
Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.
В определении жанровой классификации фольклора мы придерживаемся позиции Санкт-Петербургской научной фольклористической школы (А.М. Мехнецов, Г.В. Лобкова и т.д.).
Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.;
свадебные песни (величальные, корильные, опевальные);
причеть (похоронная, рекрутская, свадебная);
хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика);
частушки;
лирические песни;
эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины);
сказки;
детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички);
10) материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).
В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни) .
Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.
Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьбинских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки. С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была, безусловно педагогической.
В нашем поле зрения лежат произведения, предназначенные для детей и исполняемые детьми, жанры взрослого фольклора для детей, которые играли большую роль в воспитании ребёнка, в становлении взглядов на окружающий мир.
В фольклоре, как известно, каждому возрасту ребенка соответствуют свои жанры и свой песенный и игровой репертуар. Так, ребенку в младенческой поре взрослые напевают пестушки и потешки, чуть позже их сменяют прибаутки. Пестушки (от "пестовать") - песни и припевки, приуроченные к первым движениям ребенка. Этот жанр представляет своеобразную систему приемов физического воспитания, он обращен не только к сознанию, сколько к телу малыша (пестушки поют, делая массаж ребенку - ритмичным поглаживанием или постукиванием, вытягивая его ручки, ножки, поворачивая голову.
Похожие статьи:
Положительная динамика малого города на социализацию личности
В современной России более 70% населения составляют горожане. Население каждого города представляет собой социально-территориальную общность, выполняет определенные субъектные функции по отношению ко всей государственной социальной системе. В настоящее время в малых городах проживает значительная ч ...
Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском
государстве в XIV-XVII вв
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические пра ...
Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативн ...