В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Эти требования включают: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость выражается в уважительном отношении к другим людям, их достоинству, проявляющемся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в ситуациях, прежде всего конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако, если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичность - одна из важных составляющих личной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
Высокий уровень личной культуры определяется наличием у студента следующих личностных качеств: эмпатия (умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они); доброжелательность (уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других); аутентичность (способность быть самим собой в контактах с другими людьми); конкретность (умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы); инициативность (способность "идти вперед", устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать); непосредственность (умение говорить и действовать напрямую); открытость (готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность); принятие чувства (умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других); самопознание (исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя).
Человек начинает лучше понимать других, если познает аспекты собственной личности:
1) собственные потребности и ценностные ориентации, технику работы;
2) способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;
3) готовность воспринимать новое во внешней среде;
4) свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;
5) свои чувства и психические состояния в связи с воздействием внешней среды;
6) свои способы персонализации внешней среды.
Культура общения
Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности.
Повышение уровня культуры общения должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:
1) психологически верно вступать в общение;
2) поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
3) прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
4) психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
5) овладевать и удерживать инициативу в общении;
6) провоцировать "желательную реакцию" партнера по общению;
7) преодолевать психологические барьеры в общении;
8) адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.
Важным элементом публичного выступления является умение отвечать на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от ответов: если не Знаете, то попросите спрашивающего зайти к вам и подготовьте ответ.
Богатство языка предоставляет человеку различные возможности для описания себя. Чем больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенностям его личности, тем больше позволяет этот язык понять и изменить себя, тем больше различий между собой и другими людьми он может заметить. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Руководитель должен знать последствия употребления им слов и выбирать те, что работают на созидание, а не на разрушение.
Похожие статьи:
Задачи педагога в работе студентов над дипломными проектами
Скульптурная мастерская в составе художественно-графического факультета существует с 1998 года. Ее руководителем является Народный художник России Гейбат Нурахмедович Гейбатов. Первый выпуск молодых скульпторов, вышедших на защиту своих работ, приходится на 2004год. Впервые в республике, а не где-т ...
Фразеологические единицы как компонент содержания формирования
лексической компетенции
Лексическая компетенция - знания словарного состава языка, включающие лексические элементы, и способности их использования в речи. Так, согласно А.Н. Шамову , лексическая компетенция представляет собой систему, состоящую из компонентов, показанных в таблице 1.1. Таблица 1.1. Компоненты лексической ...
Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы
а) краткая характеристика Предлагаемые художественно-дидактические игры и упражнения могут быть использованы, прежде всего, на уроке как для повторения закрепления уже имеющихся у детей знаний, так и для постижения нового в области изобразительного искусства. Дидактическая игра создает условия для ...