Таким образом, к концу данного этапа выйти на личностное самоопределение каждого ученика.
3 этап (10 –11 классы) – этап дифференцированного образования.
Основная стратегическая задача – используя приобретенные способности учащихся учить самих себя, ориентироваться в спектре своих дальнейших , возможно, профессиональных интересов, сосредоточить усилия учащихся на учебно – профессиональной деятельности для дальнейшего продолжения образования в высшем учебном заведении.
Чтобы достичь желаемых результатов, предлагается четыре типологии уроков.
1 Первая типология уроков .
Эта типология, связанная с продвижением ребенка в учебном предмете.
Рассмотрим один цикл перехода от одной учебной задачи к другой.
Типология уроков адекватна структуре учебной деятельности, то есть в основе первой типологии лежит структура учебной деятельности.
2 . Вторая типология уроков.
Это уроки по обработке средств общения в учебной деятельности.
В этом случае используется предметный материал, но продвижение в самом предмете практически не происходит.
1 тип. Сначала происходит обучение общению в парах. Учитель должен подобрать материал для парной работы.
2 тип. Отрабатывается взаимодействие в малых группах (например, по 4 человека). Обсуждаются формы кооперации, то есть распределение ролей, функций.
3 тип. Фронтальное взаимодействие. Здесь важно научить детей слушать друг друга.
4 тип. Межгрупповое взаимодействие.
5 тип. Уроки по само – и взаимооценке, то есть по формированию умения видеть себя как такового и себя в группе.
3. Третья типология урока.
Она связана с межпредметным взаимодействием. Это специальные уроки, когда создается ситуация, в которой неизвестное в данном предмете оказывается известным в другом.
1 тип. Неизвестное знание внутри предмета.
2 тип. Использование известного знания для другого предмета. Например, ребенок сталкивается с темой: «Строение семян двудольных растений», то есть вообще с новым, неизвестным разделом внутри биологии.
4. Четвертая типология уроков.
В неё можно вывести уроки с «непредсказуемыми результатами». Это происходит, когда в ходе дискуссии возник вопрос, не касающийся данной темы.
Учителю важно понимать, что продолжать обсуждение этого вопроса надо тогда, когда у детей есть для этого средства. В противном случае лучше воспользоваться тетрадью «нераскрытых секретов».
Исходя из практики средней школы № 18 г. Армавира, можно сделать вывод, что типология уроков №1 оказалась более приемлемой.
Развитие и совершенствование знаний – важнейшие условия их прочности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Урок должен строиться не на механическом повторении пройденного материала, а формировать новые научные понятия, использовать анализ, синтез, сравнение и другие формы мыслительной деятельности учащихся.
Методическая цель – это создание на уроке условий для проявления познавательной активности школьников. Эта цель достигается следующими путями:
Учитель создаёт проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся;
Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;
Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п;
Использует в ходе урока дидактический материал .
Оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных , экранных , компьютерных наглядных пособий), практические.
Похожие статьи:
Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального
роста преподавателей
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания окружающег ...
Семья как объект социальной работы
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. Семья рассматривается как «основанная на браке или ...
Основные направления философской мысли В.В. Розанова
Серьезный интерес Розанова к философии, пробудившийся в университетские годы, столкнулся с рутиной установившейся системы преподавания. Он писал: «Все-таки к философии именно я почему-то питал особенное благоговение: «прочие — в сюртуках, а этот в хламиде». Вдруг, по какому-то торжественному случа ...