Образование: статьи и материалы » Особенности технологии развивающего обучения и воспитания на уроках биологии

Особенности технологии развивающего обучения и воспитания на уроках биологии

Страница 1

Актуальность исследования технологии развивающего обучения и воспитания в школе на уроках биологии нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности школьников, их профессиональных мотиваций, на формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и социальной адаптации на рынке труда.

Необходимость решительных перемен в школе была глубоко осознана и осмыслена с точки зрения новых экономических, социальных, политических, нравственных, эстетических требований жизни общества к подрастающему поколению.

Научно – техническая революция в ХХ веке резко усложнила характер труда, он стал преимущественно интеллектуальным, что требовало внесения корректив в систему массового образования. Над начальной школой были надстроены средние и старшие звенья, с принципиально иным, научным содержанием знаний. Однако выяснилось, что большинство учащихся не владеет необходимыми способностями для их усвоения. Это и породило неразрешимое противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным потенциалом учащихся. Особенно остро стал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений, что и явилось основанием для поиска новых форм и методов обучения.

Обществу нужен учитель, гибко мыслящий и нестандартно действующий в динамично меняющемся концептуальном поле современного образования, использующий новые формы и методы обучения и воспитания.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

В 50-60-х гг. ХХ века Л.В. Занков выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы. Технология Л.В. Занкова направлена на общее целостное развитие личности. Он разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время она не была введена в практику.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий (СУДов). В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

В 1996 году Министерство образования России официально признало существование систем Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Существование систем развивающего обучения актуально и в наши дни.

Существует гипотеза: если создать систему обучения, основывающуюся на законах, отражающих природу человека, по которым он живёт, развивается и действует в человеческом обществе, то оно получит высокий уровень социализации личности учащихся.

Система развивающего обучения используется во многих школах России, в частности, в г. Армавире Краснодарского края.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу (типу).

Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В последние годы внимание учителей всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

В конце 80-х гг. ХХ века появились первые школы, взявшие на вооружение концепцию развивающего обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Динамика уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников
Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия. Задачи контрольного эксперимента: - выявление уровня воспит ...

Поручения как форма организации детского труда
Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют тр ...

Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru