Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса

Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса

Страница 3

2. Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях.

3. Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. Учитель опирается на привлекательные свойства предметов, событий, явлений, процессов.

Отсутствие интереса у школьников показатель серьезных недостатков в организации обучения. Активация познавательных процессов в учебной деятельности познавательным интересом, а так же направления использования познавательного интереса определяют ряд функций, которые он выполняет. Г.И. Щукина выделила «функции обучения», а на их основе можно сформулировать собственно функции познавательного интереса:

образовательная – интерес используется в обучении и повышает результат, а так же приносит удовлетворение деятельностью и учителю, и ученику. Интерес снимает напряжение, усталость, утомляемость, он как бы расчищает дорогу знаниям, которые усваиваются свободнее и легче.

воспитывающая – познавательный интерес входит в структуру личностных свойств не только побуждающей стороной, он проникает в характерологические черты. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям – все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в деятельности жизни. Всеми признано, что отношения самым близким образом связаны с эмоциональными проявлениями, с установками с достаточно тонкими оттенками личностных переживаний (познавательными, моральными, эстетическими). В создании положительных, благоприятных отношений в учебном процессе познавательный интерес принимает непосредственное участие.

развивающая – познавательный интерес можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избирательной области познания, к учебной деятельности. В силу этого познавательный процесс – серьезное препятствие к равнодушию, безразличию школьника к учению, к школе в целом. Любому внутреннему процессу познавательный интерес сообщает долю личного участия, уверенности, мыслительной и эмоциональной активности.

когнитивная – познавательный интерес обогащает процесс образования. Взаимный обмен знаниями, умениями, рациональными приемами деятельности на основе интереса содействует эмоциональному тонусу учебной познавательной деятельности и ее продуктивности. В классном количестве с устойчивыми позитивными интересами на уроках снижается необходимость устанавливать дисциплину внешними средствами, пресекать нерадивость, нарушение порядка, отвлечение.

Интенсивность протекания деятельности, увлеченность в обнаружении актуальных проблем, обмен суждениями о прочитанной книги, приобретение широкой информации друг от друга – все способствует эффективности учения и социальным связям учащихся, воспитанию и укреплению коллективных устремлений.

Благодаря тому, что познавательный интерес выполняет перечисленные функции, в процессе учебной деятельности осуществляется единство деятельности учителя и учащихся, когда обучение протекает эффективно, плодотворно, без потерь.

Г.И. Щукина выделяет в познавательном интересе эмоциональный, интеллектуальный (познавательный) и волевой компоненты: «в интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. Эмоциональные проявления, вплетенные в интерес – эмоции удивления, чувство ожидания нового, интеллектуальной радости, успеха. Волевые проявления: инициатива поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижение и постановка задач на пути познания».

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Процедура аттестации образовательного учреждения
Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1. Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного ...

Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьног ...

Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru