Образование: статьи и материалы » Музыкальное воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса » Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера

Методические основы обучения теории музыки и композиции с использованием персонального компьютера

Страница 1

Цель современного гуманитарного образования – «раскрытие индивидуального содержания личности».

Стремление к этой цели стимулирует активный поиск новых педагогических технологий, прежде всего личностно-ориентированных методик обучения. В связи с этим центральной задачей становится обеспечение возможностей для непрерывного образования.

Постановка вопроса об обновлении принципов музыкальной педагогики и включение в неё информационных технологий обусловлена самой жизнью. Актуальность методики обучения музыке и музыкальной композиции с помощью компьютера напрямую связана с социальной и возрастной ориентацией обучения. Потребность в творчестве может и должна удовлетворяться; это становится очевидным, когда ежедневно сталкиваешься в своей практике с молодыми людьми, желающими создавать музыку на компьютере.

Разработанная методика ставит своей целью восполнить существующий пробел в методическом обеспечении музыкального образования. Предлагаемый курс теории музыки и композиции даст возможность за короткое время приобрести базовые знания и навыки, необходимые для продолжения занятий музыкой.

Большинство обучающихся, скорее всего, ограничится начальным уровнем; однако обучение приблизит их к пониманию музыки, даст возможность самовыражения в сочинении.

Наиболее одаренные смогут избрать музыку своей специальностью и продолжить дальнейшее обучение в среднем и высшем звене академического музыкального образования, либо обучаться компьютерной аранжировке и композиции на звукорежиссерских факультетах музыкальных вузов.

Аналогичные задачи выполняет детская музыкальная школа: в основном дети учатся здесь «для общего развития», и лишь наиболее одаренные продолжают профессиональное образование.

Возникает вопрос: зачем использовать в обучении компьютер? Вероятно, можно разработать краткий курс основ теории музыки и без него.

Нельзя, т.к.

- во-первых это притягательный момент,

- во-вторых, расширяет круг возможных видов деятельности для человека, включая современные специальности,

- в третьих, инструмент, у него свои достоинства и недостатки, но и из него можно извлечь много специфической пользы.

Музыковеды не привыкли пользоваться им в процессе обучения, но это необходимо и, возможно, сможет открыть в традиционном музыкальном образовании новые грани для учеников и педагогов и привлечь контингент, который до сих пор оставался вне поля зрения академического музыкального образования.

Учить музыке с помощью компьютера можно взрослого интеллектуально развитого подростка. Исходя из утверждений педагогической психологии о сензитивности подростка и потребности в самоутверждении при ориентации на данный возраст появляется возможность реализовать перечисленные качества в креативной музыкальной деятельности. Базой для раскрываемых в работе особенностей психологии подростка послужили: сборник под редакцией Д. Фильдштейна, исследование по музыкальной психологии московского ученого Л.Бочкарева, учебное пособие по социальной психологии под редакцией А, Петровского и другие. Работ, специально посвященных психологии музыкальной деятельности подростков, в том числе музыкальной, пока не существует.

Музыканты начиная с И. С. Баха, Р. Шумана, Р. Вагнера, Б. Асафьева, Б.Яворского понимали необходимость тесной связи обучения и творчества. В 19 веке было временно забыто, что одним из наиболее эффективных методов музыкальной педагогики является обучение музыке через творчество. Практически применять метод обучения музыке через композицию стали Н.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, М.Ф. Гнесин. Концепция методики обучения через творчество опубликована и применяется Г. Шатковским (г.Москва). Петербургский преподаватель C. Мальцев в настоящее время разрабатывает тему детского творчества в аспекте раннего обучения гармонии и импровизации. Исследования в этой области актуальны, наука отстает от требований жизни, назревшие педагогические проблемы настоятельно требуют разрешения.

«Теория музыки», понимается как комплекс дисциплин: гармонии, полифонии, элементарной теории музыки, курса анализа.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей. По выр ...

Взаимосвязь нравственного и физического воспитания
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходит ряд серьёзных изменений. В интересующем нас отношении они проявляются прежде всего в том, что у ребёнка появляется дело (учение), отношение к которому, наряду с успешностью его выполнения, постоянно оценивается взрослыми. При поступлении в школу ...

Как подготовить место и инвентарь для занятий
Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер мо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru