Познавательный интерес - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке, собрании и т. д. Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса.
Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Первые попытки определения понятия «интерес» находим в трудах еще античных философов. Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций. И.Ф. Гербарт, исследуя проблему интереса, сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды, связать интерес со стремлением к действию и самим действием. Он обращает внимание на условия возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. В России проблемой познавательного интереса начали заниматься еще в XVIII веке. Непосредственно вопросу познавательного интереса посвящены работы следующих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. В.Г. Выдающиеся психологи ХХ века (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др.) исследовали этот научный феномен, раскрыв его психологическую сущность. Проблема познавательного интереса стала рассматриваться с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес – это в первую очередь проблема психологии. Но именно Г.И. Щукина, а позднее и ее ученики, разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Они изучили познавательный интерес с позиций дидактики, психологии и методики обучения. Научная школа Г.И. Щукиной, в которую входили Ф.К. Савина, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.Н. Липник и др., исследовали многие вопросы проблемы познавательного интереса, установили его связь с ценностями личностями, с мотивами деятельности, раскрыли модификации познавательных интересов в связи с его предметным содержанием и возрастом детей.
Несмотря на тот факт, что вопрос познавательного интереса достаточно широко раскрыт в трудах педагогов и психологов, сейчас развитие познавательного интереса у школьник стоит достаточно остро. Это связанно с тем, что современный период развития общества характеризует процесс информатизации всех областей жизнедеятельности человека. И сфера образования не исключение. Поэтому на развитие познавательного интереса необходимо направить не только основы, которые заложили известные теоретики, но и рассмотреть все возможности применения аудиовизуальных технологий. Это и определило проблему исследования выпускной квалификационной работы – как применение аудиовизуальных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Исследовательская проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии».
Цель выпускной квалификационной работы: выявить возможности аудиовизуальных средств в развитии познавательного интереса у школьников на уроках биологии.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы применения аудиовизуальных средств на уроках биологии для повышения познавательного интереса у школьников.
Задачи исследования:
На основе изучения литературы по теме исследования проанализировать его основные понятия.
Выявить сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса;
Проанализировать аудиовизуальные технологии как средство повышения познавательного интереса;
Оценить возможности и потребности в использовании компьютера в преподавании биологии в школе как основного аудиовизуального средства повышения познавательного интереса по предмету;
Проанализировать потенциал Microsoft PowerPoint как средства создания презентаций для повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии.
Провести диагностику развития познавательного интереса.
Гипотеза – процесс обучения школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
его использование оптимизирует деятельность учителя;
применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
он позволяет усилить познавательные интересы ученика.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе был использован комплекс методов:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии;
Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изготовление мультимедийных презентаций для проведения педагогического эксперимента и анализ результатов работы с ними, статистическая обработка результатов эксперимента.
Этапы исследования:
I этап — проведен анализ теоретических источников в области методики биологии, психологии, педагогики. Эта работа позволила выявить направления исследования, сформулировать тему, определить его цель, задачи и гипотезу;
II этап— разработка и реализация методики применения отдельных аудиовизуальных средств, сбор информации опытно-экспериментальной работы, анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное оформление результатов исследования;
III этап — оформление выпускной квалификационной работы и ее защита.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложена методика изготовления мультимедийной презентации и их применение на уроках биологии в целях развития познавательного интереса у школьников.
База исследования: МОУ «Новоаннинская гимназия» г. Новоаннинский, профессиональный лицей № 10 г. Волжского. Общее количество участников эксперимента составило 103 человека.
Похожие статьи:
Сущность понятия – способности
В первом параграфе мы рассмотрим сущностные характеристики способностей. Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей ра ...
Составление
рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...
Газета для родителей, как средство педагогического информирования семьи
Детский сад № 57 работает по программе «Из детства в отрочество», созданной авторским коллективом под руководством Т. Н. Дороновой. Программа интересна для воспитателей, обеспечивает охрану здоровья, развитие детей и их качественную подготовку к школе. Важнейшее положение данной комплексной програм ...