синий белый
t
CoSO4 · 7H2O = CoSO4 + 7H2O↑
красный синий
t
NiSO4 · 7H2O = NiSO4 + 7H2O ↑
изумрудно-зеленый желтый
III. Итоги урока:
1. Итак, какие соединения образует сера в степени окисления + 6?
2. Как можно определить наличие сульфат иона в веществе?
3. Что такое купоросы?
IV.Домашнее задание: изучить свойства соединений серы в СО +6.
План урока: кристаллогидраты
Цели:
Образовательная: дополнить, расширить и систематизировать знания учащихся о кристаллогидратах
Воспитательная: в целях формирования научной картины мира показать действие законов диалектики
Развивающая: в целях развития логического мышления продолжать развивать умения мыслить, обобщать, систематизировать.
Тип урока: обобщающий
Планируемые результаты: после урока у учащиеся должно сформироваться целостное представление о кристаллогидратах, об их структуре, устойчивости, классификациях, применении.
Ход урока:
I. Мобилизующее начало урока.
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания: решение задачи на определение теплоты гидратации. Спрашиваем учащихся, как называются образующиеся в водном растворе продукты гидратации? Что можно сказать об их устойчивости?
Но как мы уже знаем, существуют так же и продукты гидратации, которые способны сохранять устойчивость при удалении растворителя. Как они называются? Давайте запишем тему урока – кристаллогидраты.
II. Изучение нового материала.
Дайте определение кристаллогидратам?
Как называется вода, содержащаяся в кристаллогидратах (кристаллизационная)?
Дайте классификацию кристаллогидратов по типу кристаллизационной воды (внутрисферные и внешнесферные)? Приведите примеры.
Допишите уравнения реакций и назовите образующиеся продукты:
CuSO4 + 5H2O = ?
CoSO4 + 7H2O = ?
NiSO4 + 7H2O = ?
Как, одним словом можно назвать данные кристаллогидраты?
Как вы думаете, процесс дегидратации любого кристаллогидрата происходит при одинаковой температуре? Давайте рассмотрим конкретные примеры:
1) Кристаллизационная вода удерживается в кристаллогидрате слабыми межмолекулярными связями, то она легко удаляется при нагревании:
Na2CO3· 10H2O = Na2CO3 + 10H2O (при 120 ° С)(частично процесс идет при комнатной температуре);
K2SO3· 2H2O = K2SO3 + 2H2O (при 200 ° С);
CaCl2· 6H2O = CaCl2 + 6H2O (при 250 ° С).
2) Если же в кристаллогидрате связи между молекулами воды и другими частицами близки к химическим, то такой кристаллогидрат или дегидратируется (теряет воду) при более высокой температуре, например:
Al2(SO4)3 · 18H2O = Al2(SO4)3 + 18H2O (при 420 ° С);
3) Существуют кристаллогидраты, из которых удалить воду вообще невозможно без разрушения структуры, например:
2{FeCl3· 6H2O} = Fe2O3 + 6HCl + 9H2O (выше 250 ° С);
2{AlCl3· 6H2O} = Al2O3 + 6HCl + 9H2O (200 – 450 ° С) .
Внеклассное мероприятие «Своя игра»
Цели химической викторины:
Образовательная: Еще раз обобщить и проверить знания учащихся по теме кристаллогидраты. Способствовать развитию химической речи и химической грамотности.
Воспитательная: способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся, воспитывать отношение к химии как к учебному предмету.
Развивающая: продолжать развивать познавательный интерес к предмету химии, способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала, способствовать развитию кругозора учащихся.
Форма проведения: игра.
Планируемые результаты: после проведения у учащихся должно сформироваться приятное ощущение от игры, так же они должны привести свои знания в систему. Вспомнить основные вопросы, касающиеся состава, строения и свойств кристаллогидратов разных типов.
Правила игры:
В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы отборочного тура и финальной игры не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Каждый тур – представлен таблицей с 25 вопросами (Приложение 2,Таблица 3).
После того как все вопросы закончатся, то наступает финал. Финал состоит из четырех вопросов. Учащиеся по очереди убирают по одному вопросу. А затем отвечают уже на оставшийся.
Похожие статьи:
Особенности развития личности в младшем школьном возрасте
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равно ...
Отношение В. В. Розанова к системе образования конца XIX - начала XX вв
В. В. Розанов выясняет, почему современное образование не давая ни совершенной тени, ни совершенного света, порождает томительные сумерки. Причины этого педагог и философ В. В. Розанов видит в том, что церковь, семья, другие, столь же живые и конкретные, устранены от воспитания, им занимается в осн ...
Коррекция и самоконтроль при обучении грамматики
Основная практическая цель обучения иностранному языку в школе, как известно, состоит в «формировании умений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выражение своих мыслей (тоже в устной и письменной формах)». Следует отметить, что критерием сформированности навыка ...