Народная мудрость гласит, что любая держава черпает свои силы в образованности и просвещенности общества, а это значит, что государство и общество должны быть «развернуты» к человеку, его личности и культуре, общественному бытию и сознанию, к тому, что определяется понятием «гуманитарность». Ни какая другая сфера деятельности государства, кроме как народного образования, не способна в полной мере осуществить этот «разворот». Условием эффективности современного образования является непременное соотнесение его с определяющими ценностями: гуманистичность, моральность, терпимость и др.
В основу процесса реформирования системы современного образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение наследием отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главные направления федеральной программы развития школы.
Принятая в 1994 г. правительством Российской Федерации федеральная программа развития образования отмечает необходимость обновления его содержания на основе гуманизации, гуманитаризации посредством новых образовательных стандартов.
Гуманизация прослеживается в целом комплексе действий учителя:
- в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретом, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять сущность человека и его роль в историческом развитии);
- формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков ( овладение основами знаний и ценностных ориентации способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
в технологии преподавания (создание условий для интенсивной самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; обращения к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории, что формирует способность понимания исторических эпох;
- в развитии творческого мышления и культурного кругозора учащихся; - в создании на уроке атмосферы сотрудничества ( важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Сегодня уже можно сказать о частично удачных первых шагах по пути гуманизации образования - переходе от унитарного обучения к возможности выбора. Учащиеся и их родители имеют возможность выбрать тип образовательного учреждения, профиля, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения знаний. Однако с существенной оговоркой нужно отметить, что выбор образовательного учреждения в силу социально-экономических условий преимущественно доступен городским школьникам, а что касается сельских учащихся, то здесь этот процесс сопряжен с трудностями как объективного, так и субъективного характера.
Государство уже не навязывает учащимся какое-либо единственно правильное мировоззрение, а принятые за последние годы документы говорят о тенденции реализации прав учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений. При этом ответственность за осуществление свободного самоопределения личности на основе фундаментальных научных знаний оно берет на себя. Система исторического образования в рамках общемировой гуманистической ценности имеет целью формирование целостного видения мира, научных представлений о наиболее важных проблемах, которые ставятся с учетом достижений современной науки, исторического синтеза различных подходов к изучению истории (социологического, географо-антропблогического, культурно-психологического.) При этом существенной трудностью является обеспечение в данной сфере образовательной политики баланса политических, культурных, экономических и иных ценностей. Целью гуманизирующего образования является личность, реализующая себя в качестве субъекта культуры, творца. Целью же современного исторического образования и ставится освоение круга ценностей этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных) с тем, чтобы молодой человек, вооружившись научным мировоззрениями, ценностями, смог реализовать себя в обществе.
Похожие статьи:
Функции обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с ...
Факторы профессионального самоопределения личности
Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедил ...
Терминология кристаллогидратов
При растворении веществ молекулы (или ионы) связываются с молекулами растворителя, образуя соединения, называемые солъватами (от латинского solvere – растворять); этот процесс называется сольватацией. В частном случае, когда растворителем является вода, эти соединения называются гидратами, а проце ...