Для наработки навыков конструктивного поведения были использованы ролевые игры, а так же игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, что позволяет расширить спектр его поведенческих реакций и минимизировать деструктивные элементы в поведении.
Основные средства реализации содержания программы: игровые тренинги и практические упражнения, беседы, положительные примеры.
Программа
Блок № 1
Экспериментальной группе младших школьников было предложено выполнить несколько заданий и ответить на вопросы: «Все ли слова понятны тебе на уроке? Приведи примеры непонятных слов. «Вот эти непонятные слова: «мгла», «в злате-серебре», «живало-бывало», «кровля», «ветхая», «лачужка», «обветшалая», «падчерица», «веретено», «полынья», «сравни», «поле». Сказки, литература для внеклассного чтения, лексика учителя – все это из другого, из «нашего», а не из «их» мира. Зато они знают и активно используют такие слова, как «фирма», «шестисотый мерседес», «рейтинг», «визажист» и др.
В данный блок программы были включены так же основные приемы формирования духовно-нравственных ценностей: чтение и анализ стихотворений, басен, рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, положительный пример.
Беседа
В итоге обсуждения с детьми вопроса из анкеты про дружбу с телевизионным героем, выяснилось, что дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту.
А в результате беседы по вопросам:
- кто вам в жизни помогает в трудную минуту?
- чем могут помочь телевизионные герои?
Дети сделали вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, родственники. Телегерои могут помочь, только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации.
Пример
Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились посмотрев телевизор. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе. Одна девочка рассказала, что впервые сама испекла блинчики, посмотрев программу про Телепузиков. Дети сделали вывод, что телевизор не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
После просмотра воскресного фильма детям задавали вопросы, составленные таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме, затем дети привели положительный пример поведения в подобных ситуациях (родственник, знакомый, литературный герой).
Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.
Блок № 2
Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору.
1 занятие
"Корзина"
Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к теме; побудить ученика к активной работе на занятии.
Это прием групповой работы учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющейся у них информации. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме занятия. На доске можно рисуется значок корзины, в которой условно собирается все то, что все ученики вместе знают.
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Какие художественные, мультипликационные фильмы и рекламные ролики, увиденные по телевидению или по видео вы помните?
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что вспомнит (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах.
Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая пара по кругу называет что-то одно при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются исследователем в "корзинке" идей без комментариев.
В корзине: "Русалочка", "Чип и дейл", "Шрек", "Микки-Маус", "ВинниПух", "Черепашки нидзя", "Подводная братва", "Человек-паук", "Бетмен", "Халк", большие гонки, очевидец, фабрики звезд, скелетон, кролик несквик, бамбуча, чудо-йогурт.
Похожие статьи:
Особенности педагогической профессии
У каждой профессии есть особенности, у педагогической — тоже. Рассмотрим их. 1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, ...
Организация и проведение занятий на мелководье
В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, сове ...
Организация и методы исследования проблемы
дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...