Например: на уроке осуществляется путешествие в гости к Чиполлино, наглядно показывается, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Чиполлино на уроке, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
3) Игры-упражнения «Каждой вещи – свое место» - воспитывают аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр, занятий и упражнений на тему «Поддержания порядка» дети быстрее замечают беспорядок (на рабочем месте, в классе, дома и т.д.).
4) Анализ художественных произведений (рассказа М. Пришвина «Мой меч» и др.).
5) Этические беседы на темы «Наша речь», «Школа этикета, или Вы пришли в театр», «Моя семья», «Мои товарищи», «Я дома», «Я в школе», «Как вести себя за столом?» и др
6) Инсценировки различных ситуаций («Культура поведения в транспорте», «Культура речевого поведения», «Как я веду себя за столом» и др.).
7) Анализ учебных ситуаций (обсудить поступки участников: «Как он поступил?», «Почему он так поступил?», «Как бы ты повёл себя в такой ситуации?» и т.д.).
8) Анализ ситуаций из жизненного опыта, их обсуждение (дети предлагают свои пути и выходы из определённой ситуации).
9) Просмотр и анализ различных видеозаписей, диафильмов, касающихся темы культуры поведения и способствующих её формированию (экранизация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»: в ней хорошо прослеживается культура поведения старухи, деда и самой рыбки; мультфильм по сказке В.Одоевского «Мороз Иванович»: вопросы нравственности и способность человека к исправлению).
После системы классных часов мы провели тестирование на выявление культуры общения с окружающими . Его результаты отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты тестирования на определение уровня культуры общения с окружающими
№ п/п |
«да» |
«нет» |
1 |
16 | |
2 |
11 |
5 |
3 |
16 | |
4 |
13 |
3 |
5 |
9 |
7 |
Рис. 12. Результаты тестирования на определение уровня культуры общения с окружающими
По данному анкетированию мы получили очень хорошие результаты. Лишь малое количество учеников ответили отрицательно. Остальные учащиеся дали положительные ответы, т.е. можно сказать, что культура речи с окружающими находится на высоком уровне (и является следствием проведённых на практике классных часов, а также других форм работы). Кроме того, отвечая на вопросы незнакомой анкеты, учащиеся продемонстрировали прочность своих знаний и умение действовать в нестандартных ситуациях. Так, например, на 1-ый вопрос все ученики ответили правильно: «Всегда нужно уступать место в автобусе взрослым пассажирам». А на 5-ый вопрос: «Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними?», правильно ответили только чуть больше половины ребят.
Похожие статьи:
Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...
Волевая сфера школьника
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является тол ...
Подготовка скульпторов в системе отечественного художественного образования
В 2007 году Российской Академии художеств исполнилось 250 лет. По инициативе куратора Московского Университета Ивана Ивановича Шувалова указом Сената от 6 (17 по новому стилю) ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена "Академия трех знатнейших художеств". Уже через год в Академию ...