Образование: статьи и материалы » Особенности преподавания скульптуры в системе профессионального художественного образования. Педагогические взгляды скульптора Г.Н. Гейбатова » Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Общие взгляды Г.Н. Гейбатова на цели подготовки скульпторов в стенах Института искусств ДГПУ

Страница 1

Воспитанником Санкт-Петербургской академии художеств являлся и Гейбат Нурахмедович Гейбатов, выдающийся дагестанский художник.

Биография Гейбатова Гейбата Нурахмедовича очень схожа с теми послевоенными мальчишками, которые воспитывались в детских домах, в которых ему приходилось жить до окончания 7 класса.

Г. Гейбатов впитал все то лучшее, что давала своим питомцам Академия художеств – «храм искусства». Образование дополнялось широкой панорамой культуры: театральные сезоны в театре им. А.С. Пушкина, в театре Комедии с выступлением Аркадия Райкина, спектакли Ленсовета и Ленинградского драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской с участием восходящей звезды Алисы Френдлих, концерты Филармонии и джазовой музыки Олега Лунгстрема, спектакли Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне знаменитый Мариинский театр), поэтические вечера Роберта Рождественского и Андрея Вознесенского, богатейшие собрания Эрмитажа – сокровищницы мировой художественной культуры, уникальные коллекции Русского музея и знакомство с американской графикой и дизайном на выставке США, впервые экспонировавшейся в СССР и многое, многое другое.

Дипломная работа Г. Гейбатова, навеянная национальной романтикой, была отмечена Государственной комиссией как лучший диплом по скульптуре, оценена на «отлично». Композиция «Чабан» была сфотографирована вместе с автором и представлена в центре города на Невском проспекте в информационной витрине «Окна ТАСС». В газете «Вечерний Ленинград» был отмечен талант и оригинальное композиционное мышление Г. Гейбатова, а сам скульптор был назван ленинградским.

Будучи студентом третьего курса факультета скульптуры Института им. И.Е. Репина, Г. Гейбатов принял активное участие в Декадной выставке литературы и искусства Дагестана в Москве (1960г.). Первая жанровая композиция «Проводы в школу» повествовала о большом празднике в жизни первоклассника. В этой же Декадной экспозиции был представлен портрет народного поэта Дагестана Тагира Хурюгского, где «наметилась глубокая психологическая характеристика». Стойкий интерес к изображению конкретного человека у Г. Гейбатова формируется еще в художественном училище им. А. Азим-Заде.

Скульптор отказывается от достаточно распространенного в те годы в дагестанском искусстве собирательного «типажного» изображения человека. Он ставит перед собой интереснейшую проблему: воплотить образное раскрытие индивидуальной человеческой личности. На этапе шестидесятых творческая заявка Г. Гейбатова определила направление поисков к созданию емкого психологического портрета.

Сделанные выводы вовсе не означают, что творчество скульптора не испытывало влияния времени, а также своих коллег «по цеху». К созданию типизированного художественного образа он обращался неоднократно. Даже создание композиции «Чабан», экспонировавшейся многократно на смотрах выпускников Академии художеств, подтверждает поиски в этом направлении. Созданный несколько позже одноименный оплечный портрет в дереве решал подобные задачи. Эти образы, выражающие яркое представление о типических характерах своего времени (силе, мужественности, народном начале) были далеки от упрощения пластических средств.

Очень скоро симпатии скульптора в работе «Зурнач» переходят к четко индивидуализированному образу конкретного человека, где важное место отводится сложному композиционному построению портрета. Задачи портретной характеристики усложняются смелым пластическим приемам – мотивом рук, ярко воплощающим идею воспроизведения музыкального произведения, зритель словно слышит звуки зурны. Пластика портрета подчинена певучести музыкальных ритмов. Разработка подобного художественного приема будет продолжена позднее, в семидесятые годы, в композиционном портрете «Перед операцией», где «мотив рук» будет нести иную смысловую интерпретацию.

На протяжении десятилетия скульптурный портрет пережил существенные перемены в своем стиле и формах. С одной стороны, приобрел большее значение образ монументально – обобщенный, в котором доминирует одна тема современной жизни. Другая линия развития портрета – тяготение к углублению духовно-психологического содержания образов, желание идти от живых впечатлений к эмоциональному воссозданию национального характера, где не исключены и лирико-поэтические нотки. Все эти проблемы встают перед национальными художниками, но уже на новом уровне в 70- 80-е годы. Если ранее раскрытие идеи произведения доносилось до зрителя через типичный внеиндивидуализированный образ, то теперь это стремление идет не путем каких-либо отвлеченных категорий, а через конкретную человеческую личность. Главной особенностью скульптуры стал органический сплав конкретности изобразительного мотива со сложно-обобщенной формой его выражения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейш ...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста
Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений ...

Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru