В настоящее же время, образование в информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, образование становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который совершается в каждом акте её жизнедеятельности и на протяжении всей её жизни, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации в обмен на получение.
Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знание – это проверенный практикой общества результат познания действительности, главные особенности которого – систематичность и непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли людей. Информация – сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Картина мира - непрерывно меняющая мозаика или калейдоскоп, составленный из этих основных элементов. Умножение источников информации о мире, относительность знаний вследствие быстрого устаревания – эти процессы ведут к вытеснению знаний информацией в качестве основного элемента образовательного процесса, превращению знания в информацию о мире.
Происходящий ныне процесс расслоения, дифференциации культуры, появления, а Верне, признания субкультуры и иных форм культуры, такие как техническая и гуманитарная, городская и сельская, промышленная и экологическая, светская и религиозная и т.п., в рамках общей культуры данного общества имеет одно несомненное достоинство – он создаёт возможность появления того самого самоактуализирующегося человека, относительно независимого от культуры, имеющего свободу манёвра в отношении своей культурной позиции, могущего, не теряя своей зависимости от культуры, делать её предметом своего рассмотрения и выбора и, возможно, менять свою культурную позицию.
Вытеснение знаний информацией из образовательного процесса означает, что приобретаемые сведения могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости – дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит своё представление о мире. «В качестве примера: Высказывания Ортега – и – Гассета и Манно о гибельности для культуры её освоение массами, её омассования напоминают о сходной ситуации, сложившейся в период распространения грамотности среди населения после изобретения книгопечатания. Книгопечатание сделало доступной Библию, а умение читать привело к тому, что читающие стали толковать её по-своему. Возникла угроза пониманию Священного Писания, которое складывалось в течение столетий в трудах отцов церкви, в борьбе с ересью и инакомыслием, пониманию, которое предполагало высокую культуру религиозного знания. И вот оказалось, что любой прихожанин, водя пальцем по буквам и складывая из них знакомые слова, начинает судить о них по-своему, выносит своё мнение о прочитанном».
Возвращаясь к социокультурному опыту и раскрывая социокультурное содержание школьного курса информатики, хотелось бы привести как пример работу Липилиной Т.Н., учителя информатики I-й квалифицированной категории на тему «Нравственное и эстетическое воспитание при изучении текстовых и графических редакторов».
В данной работе, в отличие от обычных дополнительных пособий по информатике используется социокультурное наполнение в примерах, а не отвлечённые и не систематизированные картинки и тексты.
мировоззрение учебный преподавание информатика
Вот, что пишет в своей работе Липилина Т.Н.:
Если ваш воспитанник знает много…
ведет себя отлично, но в нем
не пробуждено живое внимание
к нравственному и прекрасному –
вы не достигли цели воспитания.
К.Д. Ушинский
Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяются не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой.
Н. А. Бердяев.
Необходимо понять - финансы, промышленность, сельское хозяйство есть области несомненно важные, но… Начало всех начал, основа основ жизни любого общества, любого народа – его мировоззрение, включающее в себя понятия религиозно-нравственные, морально–этические. Именно оно определяет понимание добра и зла, говорит, «что можно» и «что нельзя», формирует стереотипы мышления и поведения. Здесь - корень всего, и мы обязаны очистить это «место святое» от всякой гадости и нечисти, обязаны вернуть людям ясное, четкое понимание смысла существования, воодушевленное вечными ценностями, а не погоней за долларами и безудержным звериным индивидуализмом…
И.М. Снычев
Если мы не поймем этого сердцем, то наша страна погибнет.
«Мы не должны обольщаться внешней привлекательностью, украшением западной культуры и красотой, в которую ее облекают. Здесь пять раз нужно отмерить, прежде чем один раз отрезать. У нас есть свое достояние – вера, и надо ее беречь и ценить. Нужно перенимать у западных народов полезные для жизни и быта науки, ремесла и промышленность и пользоваться западной культурой. Но необходимо предохраняться от их испорченных нравов, в особенности жадности (имеет в виду прагматизм – Ф. Баишев)
Похожие статьи:
Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...
Организационные вопросы преподавания
физической культуры на основе инновационного подхода
Организация подготовки по физической культуре с использованием инновационных подходов в общеобразовательных учреждениях обеспечивает устойчивое развитие школьников в формировании духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности. Инновации являются существенным элементом развития обр ...
Внедрение новых технологий в процесс обучения
В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Учитель, не владеющий компьютерными технологиями в скором времени будет не интересен современному школьнику. Нельзя тут не согласиться со словами К. Барретта: «Как педагог, в ...