Программы и методические разработки по изобразительному искусству (Б. Юсов, Б. Неменский) предлагают множество игр: «Три мастера», «Морской флот», «Народные праздники», «Художественный совет» и др. К каким видам игр их можно отнести? Безусловно, ролевые игры - «всем возрастам покорны». А как быть с другими?
Включение игры в процесс уроков изобразительного искусства вполне оправдано и эстетически, и педагогически. В отличие от традиционных деловых и учебно-имитационных игр, игры на уроках искусства должны иметь художественное начало и сочетать в себе как минимум два вида действительности: психолого-педагогическую и художественно-эстетическую. В этом смысле игры на уроках искусства выступают как художественно-педагогические игры. В них главным приоритетом является не столько психолого-педагогическое и художественно-образное содержание, сколько переживание этого содержания. Педагогическая логика подчиняется художественной логике, понятийный образ уступает место художественному, эмоционально-эстетическому образу.
Игровое пространство выступает как педагогически ориентированное художественно-игровое пространство, в котором взаимодействуют художественно-педагогический (учителя) и художественно-психологический (ученика) виды деятельности.
В зависимости от художественно-педагогической установки (задачи уроки) и учета возрастных, психологических и других особенностей детей меняются отношения художественно-эмоционального и художественно-интеллектуального содержания, в средних классах соотношение эмоционального и интеллектуального уравновешивается. Поэтому для малышей наиболее эффективны ролевые игры, для младших подростков сочетание ролевых и учебно-имитационных и деловых художественно-педагогических игр.
Очень важна эмоционально-художественная форма организации процесса игры для поддержания интереса, увлеченности самим процессом игровой деятельности. В противном случае игра теряет свой изначальный смысл (эмоциональную активность, интерес, азарт, воображение, творчество .). Поэтому художественно-педагогическая игра начинается с «включения» эмоций, переживаний, провоцирующих художественное воображение, интерес к предстоящей деятельности. Средствами такого эмоционального погружения в тему, проблему, ситуацию могут быть различные художественные стимулы: фрагменты произведений искусств, их взаимодействие, поисковые творческие задания, примеры из жизни, окружающей действительности. Главное условие таких художественно-педагогических игр - увлеченность процессом, а не результатом. Результат придет через интерес к процессу его поиска.
Например, две студентки на педпрактике до урока переоделись в костюмы сказочных героев Бабы-Яги и Иванушки, и весь урок построили на диалоге-споре о добре и зле, включая в свою игру детей. Предлагали им роли из различных сказок (народных и современных) с элементами костюмов и сказочными волшебными предметами-аксессуарами: клубочек, знаковые, пиктографические письма, яйцо, меч-кладенец, почтовая сумка . Дети (герои сказок) получали различные «тайные» задания от Бабы-Яги и Иванушки, которые затем воплощались в рисунках, поделках, украшениях (тема урока: «Изображение и фантазия» 2 класс).
Однако учителю важно помнить: игра не может быть навязана детям. Она должна исходить из возможностей и интересов учащихся, привлекать их к участию всем своим содержанием и структурой. Поэтому огромную роль играет подготовка учителем всех аспектов игры. И в первую очередь это касается цели игры, ее учебного и воспитательного содержания, ее структуры и организации. Для учителя включение игры в урок должно быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра - способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки. Если для учителя игра - средство достижения определенной педагогической цели, то для учащегося - цель - сам процесс игры. Но этот процесс организуется такими способами, которые позволят исподволь, ненавязчиво вести ребенка к освоению нового, приобретения новых личностных качеств.
Периодические исследования и опыт учителей-экспериментаторов доказывают большую эффективность применения различных видов игр и игровых ситуаций на уроках ИЗО.I
Похожие статьи:
Одаренность детей как социально-педагогическая проблема
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что умственные возможности людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведом ...
Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений
детей
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, ...
Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников
в учебной деятельности
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах. Были взяты 2 класса: экспериментальный(17человек) и контрольный класс (17человек). Далее приводятся ответы учащихся эксп ...