Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике».
Цели лабораторного занятия:
Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы.
Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.
Развивающая – развивать мышление, внимание, творческие способности.
Определение начальных условий, т.е. какими представлениями и знаниями студенты уже обладают по теме, какие нормы, смыслы, убеждения у них сформированы. Студенты уже знают понятие группировочного признака, классификацию группировочных признаков, определение и виды интервалов.
На лабораторных занятиях целесообразно использовать практические методы обучения: компьютер, методическая литература, бланки с заданиями и т.д.
Содержательное наполнение лабораторного занятия.
1. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.
Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать.
По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. могут быть признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами, и непрерывными, т.е. принимающими как целые, так и дробные значения.
По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, т.е. такими, которыми одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть и качественной, и некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).
По роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными.
Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп, которые между собой взаимосвязаны, и о величине интервала внутри них.
Интервал очерчивает количественные границы групп. Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними и нижними границами значений признака в смежных группах.
Интервалы бывают:
равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;
неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;
открытые, когда имеется только верхняя или только нижняя граница;
закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.
2. Решите с помощью программы Word Excel следующие задачи:
Задача 1.
Используя данные таблицы 1, выполнить следующие операции:
распределить предприятия по стоимости основных производственных фондов, образовав при этом пять равных интервальных групп;
произвести группировку предприятий по атрибутивному признаку, выделив две группы: не выполнившие договорные обязательства и выполнившие договорные обязательства;
произвести группировку предприятий по объему выпуска продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.
Таблица 1.
№ предприятия |
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. |
Объем производства, млн. руб. |
Процент выполнения договорных обязательств |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3,0 7,0 2,0 3,9 3,3 2,8 6,5 6,6 1,0 4,7 |
3,2 12,9 1,5 4,2 6,4 2,8 9,4 11,9 2,5 3,5 |
103,1 120,0 109,5 104,5 104,8 94,3 108,1 125,0 101,4 102,4 |
11 12 13 14 15 |
2,7 3,3 3,0 3,1 3,1 |
2,3 1,3 1,4 3,0 2,5 |
108,5 102,1 112,7 92,0 108,0 |
16 17 18 19 20 |
3,5 3,1 5,6 3,5 4,0 |
7,9 3,6 8,0 2,5 2,8 |
95,0 96,9 114,1 108,0 107,0 |
Итого |
75,7 |
95,6 |
- |
Похожие статьи:
Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигате ...
Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства – понятия с ...