На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с отклонениями в поведении и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.
Центральное место в коррекционном образовании школьников занимает оптимизация деятельности детей. При этом наиболее важным является формирование произвольного поведения, так как именно произвольность позволяет ребёнку более или менее адекватно оценивать будущий поступок с точки зрения его результатов и отдельных последствий.
Поэтому недостаточно только знать, понимать "головой", что быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать детей так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. А вот как сделать этот процесс целенаправленным? Пусть этот лежит через художественную литературу. Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство литература - богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка выдвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочный форме дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Но в практической литературе по педагогическим наукам недостаточно описан опыт профилактики и коррекции отклонений в поведении нетрадиционными методами воспитания детей. Центральным новообразованием в младшем школьном возрасте являются произвольность и осознанность всех психических процессов; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Как показали исследования [А.Д. Гонеева, Н.И. Лифинцевой, А.А. Осиновой] считают эффективным методом формирования произвольного поведения - метод сказкотерапия, т.е. он в значительной степени определяет эффективность при коррекции поведения.
Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования произвольности поведения у младших школьников недостаточно освящены в специальной литературе по коррекционной педагогике.
Исследования формирования произвольности поведения у младших школьников представляет определенный интерес, т. к, несформированность произвольного поведения является одной из основных причин отклонений поведения у детей.
Специальные исследования произвольного поведения у младших школьников общеобразовательной школы (Н.П. Слабодни, О.Я. Яшиной, Б.С. Волковой, Л.К. Славинной, А.И. Захаровой) не решают всего круга вопросов, связанных с коррекцией произвольного поведения у младших школьников, поэтому вопрос изучения воспитания и формирования произвольного поведения у младших школьников приобретают особую актуальность.
Проблема исследования: как формировать произвольное поведение у младших школьников через сказку.
Объект: коррекция поведения младших школьников.
Предмет: сказки.
Гипотеза: эффективность коррекционного обучения и воспитания младших школьников будет существенно повышена, если произвольное поведение формировать через сказки.
Цель: теоретически обосновать, проверить возможности по формированию произвольного поведения через сказку и экспериментально исследовать эффективность данной работы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
изучить передовой научный опыт и литературные рекомендации по данной проблеме;
определить степень разработанности проблемы в теории и практике педагогических наук;
описать методику работы со сказкой;
выявить изменения в поведении младших школьников;
наблюдать за особенностями контакта между детьми;
сделать выводы.
Похожие статьи:
Как обучать старших дошкольников. Моделирование
Важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности – учебной. Л.С.Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, до ...
Когда начинать заниматься
Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до б лет. Но и после 6 лет не следует пре ...
Необходимость эстетического воспитания в современных условиях
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настрое ...