В начале нашей работы по экспериментальному изучению поведения младших школьников мы приступили к задачам констатирующего эксперимента.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию на младших школьников.
2. Исследовать все стороны поведения младших школьников и определить преобладающий тип поведения.
3. Выявить:
а) имеются ли у испытуемых закономерности поведенческих реакций в различных ситуациях;
б) причины проявления неадекватных поведенческих реакций;
в) уровень овладения детьми произвольным поведением.
После постановки задач мы перешли к выбору методов констатирующего эксперимента.
Методы констатирующего эксперимента
1. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся.
2. Беседа с учителем.
3. Наблюдение за учащимися во время урока и перемены.
Ход исследования. Мы наблюдаем за подвижной игрой учащихся на переменах.
Схема анализа данных
I. Особенности произвольного поведения:
1. Выполняет ли ребенок правила игры (например, не убегает, пока не прозвучит речевой сигнал)? Умеет ли он сдерживать свои непосредственные побуждения?
2. Какие внешние средства мобилизации волевых усилий использует ребенок: зажмуривает глаза, обхватывает руками голову, приседает и пр.? Применение таких средств говорит о пока еще не совершенных попытках управлять своим поведением.
П. Особенности внимания:
1. Из данных о том, насколько ребенок сосредоточен на процессе игры, погружен в нее (например, не замечает посторонних раздражителей) можно сделать вывод о степени концентрации внимания ребенка.
2. Отвлекается ли ребенок от игры, как часто и надолго ли? (это показатель устойчивости внимания) Мы устанавливаем причины отвлечения: отсутствия интереса к игре, усталость, посторонние раздражители, отрицательная оценка взрослого и пр.
3. Как реагирует ребенок на слова о необходимости сменить действие (например, идти и остановиться; затем побежать)? Мы сможем сделать вывод об умении ребенка переключать внимание.
На основе полученных данных мы прослеживаем взаимосвязь в становлении произвольности поведения и уровня развития внимания ребенка.
4. Заполнение сводной таблицы по следующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым; имеет постоянных приятелей в классе; уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дисциплину в общении с ним; прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить, соблюдает принятые в классе правила поведения и общения; способен справиться с просьбой к учителю, взрослому; может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиться ее достижения; Становления и развития личности.
Похожие статьи:
Зарубежный и российский опыт профориентационной работы с молодежью
Российскому термину "профессиональная ориентация" на Западе соответствует термин "развитие карьеры". Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информацион ...
Опыт практического использования фольклора в системе образования на Вологодчине
Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы че ...
Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...