К дисциплинам, призванным решать задачу формирования профессиональной культуры будущего специалиста, относят общие гуманитарные и социально-экономические, в число которых входит иностранный язык. Он рассматривается как средство общения и приобщения к опыту, в том числе профессиональному, других стран. Ему отводится значительная роль в выполнении общеобразовательных и воспитательных задач, в повышении профессионального и культурного уровня личности студента и его дальнейшего развития.
Характерной особенностью курса Иностранный язык в ССУЗах является его прикладной характер и профессиональная направленность. В Читинском торгово-экономическом колледже дисциплина «Английский язык» ориентирована на торгово-экономический профиль и взаимосвязана со специальными дисциплинами. В структуру курса входят такие разделы как «Основы товароведения», «Организация коммерческой деятельности», «Финансирование и кредитование», «Основы маркетинга и менеджмента». При этом профессиональная направленность содержания курса решает задачи не только профессионального совершенствования, но и межличностного культурного взаимодействия.
Например, урок английского языка начинается с фонетической зарядки с использованием слогана «Покупатель всегда прав» - «The customer is always right».
Фонетическая зарядка выполняет несколько функций:
переключает мышление на иностранный язык;
тренирует правильное произношение английских звуков и слов;
ведет к непроизвольному запоминанию и сохранению в памяти одного из постулатов торговли, и, как следствие, дает установку на соблюдение культуры общения.
Культура общения имеет свои правила и законы. Их должен соблюдать любой человек, деятельность которого постоянно связана с общением. В значительной степени это относится к специалистам в области торговли. Выделяют следующие типы речевого поведения и, соответственно, его задачи:
- обращение и привлечение внимания;
- приветствие;
- знакомство;
- просьба, совет, предложение;
- согласие и несогласие;
- извинение;
- комплимент, одобрение;
- неодобрение и упрек;
- благодарность;
- вопрос и ответ;
- прощание
Практически все типы речевого поведения находят свое отражение в теме «Бытовое и профессиональное общение» (раздел «Моя будущая специальность»). Студенты работают с англоязычными речевыми формулами: тренируют произношение, переводят их на русский язык, учат наизусть, составляют и инсценируют мини-диалоги на английском языке. И опять можно наблюдать двойную функцию данной работы:
произвольное запоминание как продукт специальных действий, основной целью которых является само запоминание английских фраз;
перенос усвоенной студентами формулы в сферу делового общения на русском языке.
Например, в деловых играх дисциплин со специальным профилем представление и знакомство сотрудников фирм, в роли которых выступают студенты, проходит с использованием уже знакомых фраз и выражений:
- Разрешите представить Вам …
- Я хотел бы представить Вам …
- Рад познакомиться с Вами … и т.п.
В процессе обучения английскому языку значительное место занимает работа с текстами. Они имеют профессиональную направленность и способствуют формированию словаря профессиональной терминологии. Знание специальной лексики влияет на развитие способностей будущих специалистов получать нужную информацию из иноязычных источников, воспитывая тем самым толерантное отношение к другому мнению, в последующем – к другим народам и странам.
Занятия по дисциплине «Английский язык» проводятся как в традиционной форме, так и с применением инновационных технологий.
Примером могут служить интегрированные уроки: деловая игра «Письмо-запрос. Письмо-ответ» (тема «Коммерческая корреспонденция») и деловая игра «Отбор кадров и найм персонала» (тема «Устройство на работу»).
Деловые игры, моделирующие конкретную профессиональную ситуацию, способствуют формированию и развитию умений общаться и сотрудничать в процессе деловой активности, вырабатывать совместное решение и прогнозировать его последствия, делать выбор и нести за него ответственность, т.е. все то, что мы называем «этика профессиональной деятельности».
Внеклассная работа по иностранному языку составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса. Одной из форм внеклассной работы являются конкурсы. Они совершенствуют навыки разговорной речи, формируют культуру общения, расширяют кругозор студентов.
В рамках Недели знаний по английскому языку был проведен конкурс «День Святого Валентина». Студенты колледжа приняли активное участие в подготовке и проведении праздника: написали и красочно оформили «валентинки» для сокурсников и преподавателей, выпустили стенгазеты на английском языке для оформления зала. Подготовка и участие в конкурсе потребовали от студентов проявления таких качеств как активность, самостоятельность, творчество, эстетический вкус, что способствует формированию культурно развитой личности.
Похожие статьи:
Система работы классного руководителя, направленная на формирование
культуры поведения у младших школьников
В течение нескольких недель мы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения младших школьников: проводили классные часы, этические беседы, родительское собрание, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение «Уг ...
Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Н ...
Психолого - педагогические принципы формирования личности в спорте
Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе: 1. Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние нац ...