Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. Его поэтический сборник "Песнь о зубре" - это патриотический призыв к объединению и дружбе разных по вере и культуре народов, прославление деятельной, свободной, гармонически развитой личности. Зубр в поэме - аллегорический образ родного края, символ его могущества. Н.Гусовский пропагандировал систему латинского европейского образования, выдвигал цель морально-эстетического совершенствования общества, повышения его образованности. В посвящении, адресованном королеве Боне, поэт просит ее взять на себя государственную опеку над талантливыми и напрактикованными в науке и искусстве людьми. Большую роль в воспитании отводил общению детей с природой, овладению ими искусством и наукой. В народной мудрости просветитель видел неисчерпаемый источник поэзии, одну из причин стойкости народного духа. Поэт положил начало сбору материалов, характеризующих народную мудрость белорусского народа. Большая заслуга Н.Гусовского в постановке им проблемы охраны природы, бережного отношения к ней, рационального использования и приумножения природных богатств.
Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения. Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. В 1507-1511 гг. работал и учился в Западной Европе и в 1512 г. получил в Подуанском университете степень доктора медицины. Имел также степень доктора свободных наук. При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская ." Вернувшись на родину, Ф.Скорина в 1521 г. основал в Вильно первую на территории Беларуси типографию. Издал "Малую подорожную книжицу" (1522) и "Апостол" (1525). В конце 1520-х гг. посетил Москву, где пытался заинтересовать русское правительство книгоиздательской деятельностью. В 1535 г. уехал в Прагу, где работал королевским ботаником, там и умер предположительно в 1551 г.
Ф.Скорина - основатель популярных в XVI-XVII вв. жанров белорусской литературы: предисловий, послесловий и аннотаций к книгам. В них излагаются морально-этические взгляды белорусского просветителя. Он основывает принцип развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является познание, разум. Моральная автономия человека, подчеркивает Ф.Скорина, заключается в его достоинстве, определяемом не столько его происхождением и социальным положением, сколько нравственными добродетелями, личными заслугами. Ученый стремится осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой.
Ф.Скорина ставил и решал одну из важнейших философско-этических проблем - проблему соотношения индивидуального и общего добра. Только в обществе, считал он, жизнь человека имеет подлинный смысл, поэтому люди должны учиться "вкупе жить". Общественная жизнь требует от человека бескорыстного служения "всех своих способностей и талантов в интересах общего добра". Однако это "общее добро" Ф.Скорина не абсолютизирует, а стремится гармонично решать проблему взаимоотношений общего и индивидуального добра. Чтобы быть полезным обществу, содействовать его оздоровлению, совершенствованию, сохранению его целостности, человек должен постоянно развивать свою духовность, воспитывать у себя моральные качества, необходимые для жизни в обществе.
Ф.Скорина прославлял идею любви к своей родине, народу, родной земле и был основателем национально-патриотических традиций в истории белорусской культуры и общественной мысли. Он предопределил пути дальнейшего развития просвещения и книжной культуры восточньех славян. Братские школы в конце XVI - начале XVII в. восприняли пропагандируемую просветителем систему образования путем изучения "семи свободных наук". С именем Ф.Скорины связано зарождение таких наук, как филология, ботаника, медицина, изобразительное искусство и др.
Симон Будный (ок. 1530—1593). Всесторонне образованный ученый, получивший мировую известность, видный деятель белорусской культуры, переводчик и педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. С.Будный активно боролся с официальной католической церковью, теоретически разоблачая догмы христианства. Просветитель проявлял большую заботу о школьном образовании, выдвигая на первый план требование права на образование всех сословий. С точки зрения С.Будного основа воспитания - труд. Он требует всестороннего развития человека, предлагает выявлять и воспитывать среди народа таланты. Следуя примеру Ф.Скорины, Будный осуществляет перевод Библии и делает соответствующие комментарии, толкования и разъяснения, предполагая использовать ее как источник знаний и средство просвещения населения. Большую роль в обучении отводил изучению языка и сам знал более 10 языков. Выступал против схоластической школы, пренебрегающей национальным языком. Известны 24 работы С.Будного. Среди них: "Катехизис для детей", "Оправдание грешного человека перед богом ", "О власти меча " и др.
Похожие статьи:
Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность, воля, жела ...
Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
Свою работу мы начали с планирования воспитательно-образовательной работы. Все виды поручений по всем видам деятельности мы распределили на месяц. В течение учебного года мы старались придерживаться нашего плана работы, так как формирование умений – процесс постепенный, не допускающий авралов. Так ...
Работа со школьными методическими объединениями
Цель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенные на методические объединения. Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы. В работе МО МОУ Джогинская СОШ оптимально сочетаются: Коллективные формы работы: Работа над един ...