Образование: статьи и материалы » Развитие педагогической мысли в России и Беларуси » Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв

Страница 1

История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям. Народная педагогика является ценнейшим наследием общей культуры белорусского народа. С появлением письменности народная педагогика стала неисчерпаемым источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались вопросы воспитания. Педагогические рассуждения имели место в агиографической литературе и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой", учебно-дидактический характер носили произведения К.Туровского.

Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Представительница христианского культурно-просветительного движения в Полоцком княжестве. Сведения о ее деятельности дошли до нас с "Жития Ефросиньи Полоцкой". В нем рассказывается о том, что одна молодая княжна с разрешения полоцкого епископа Ильи поселилась в Софийском соборе и начала переписывать книги (священные писания, исторические хроники, летописи, трактаты). Это была Ефросинья Полоцкая. Часть переписанных ею книг шла на продажу, а приобретенные деньги по ее просьбе отдавались беднякам. Ефросинья Полоцкая основала уникальную библиотеку Софийского собора, которая, к сожалению, была утрачена за годы многочисленных войн. Ефросинья мечтала, чтобы перепиской занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта сбылась после основания ею двух монастырей - Спасского женского и мужского. При них она организовала мастерские по переписыванию книг, а также школы для мальчиков и девочек, где они обучались грамоте. Ефросинья объединила вокруг себя талантливых зодчих и живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм. Необычная судьба, самоотверженное служение родной земле возвысили Ефросинью Полоцкую над своей эпохой. Православная церковь канонизировала ее и 5 июня отмечает как День ее памяти.

Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древнерусский (старобелорусский) писатель, просветитель, церковный деятель. Родился в г. Турове, который был тогда своеобразным культурным центром. Свою жизнь решил посвятить служению Богу и людям. За годы жизни в монастыре он прославился как ученый-книжник, как человек необыкновенной моральной чистоты. Переселившись в монастырскую башню, перенес туда свою библиотеку и приказал замуровать двери, чтобы не иметь возможности выйти. Несколько лет он провел в молитвах, читал святые книги и писал сам. Жители Турова уговорили Кирилла занять место епископа. Прославился чтением проповедей. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом. До нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи". Вот как он писал в "Притче о душе и теле" о книге и ее роли в жизни человека: "Сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их обоих: он есть сокровище вечной жизни". Известно, что в народе книги с притчами К.Туровского переписывали от руки вплоть до XIX в.

В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В середине ХШ в. начала складываться белорусская народность, оказавшая существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси. В XIV-XV вв. центрами образования становятся крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня (Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения и возникают первые школы. В результате религиозно-политического движения на территории белорусских земель в противовес католической экспансии возникают православные церковные братства. Их главной целью была борьба за сохранение национальной культуры, языка, традиций. В конце XVI - первой половине XVII вв. братства создают целую сеть братских школ, наиболее известными из которых являлись Виленская (1584), Могилевская (1590), Брестская (1591), Оршанская (1591), Городокская (1591, Полоцкая (1633).

Известными представителями просвещения и педагогической мысли на Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...

Профессиональный рост педагога как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
Овладение различными видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. М ...

Особенности психического развития и социализации детей, воспитывающихся в детском доме
Приведенный выше материал позволяет переходить к более подробной аналитике особенностей развития детей, получающих образование в специализированных учреждениях, об образовании детей – сирот, а также к анализу педагогических средств и средств социализации, которые этим детям необходимы. Начнем анали ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru