Таким образом, вовлечение студентов в общественную деятельность, формирование у них значимых гражданских качеств, а соответственно и развитие гражданской культуры, как важнейшей личностной характеристики будущего учителя, является одним из приоритетных направлений воспитательной работы вуза.
На наш взгляд, каждый из четырех компонентов, составляющих гражданскую культуру, имеет свою технологию формирования соотносящихся с ним гражданских компетенций.
компонент |
содержание |
технология |
когнитивный |
основы социально-психологических, экономических, политических, правовых знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации |
занятие-коллаж, конференция, круглый стол. |
мотивационно-ценностный |
ценностные ориентации, внутренние смыслы, идеалы, позиции; умение брать ответственность, делать осознанный выбор, принимать решения |
минимум-максимум, деловая игра |
эмоционально-оценочный |
Умения критического мышления, уметь исследовать и обсуждать сущность событий, пользоваться различными источниками информации, формулировать собственные нормы и ценности; выражать, обосновывать отстаивать в устной и письменной форме собственное мнение о проблеме, событии, явлении |
дебаты, дискуссия, пресс-клуб, диспут, технологии развития критического мышления |
поведенческий |
способы осуществления социально-преобразующей деятельности; поведенческая модель; накопление опыта реальных социально- значимых дел, участие в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка. |
проектная деятельность |
I. Когнитивный – этап осознания (остановка и фиксация) реалий личностного и профессионального становления, получение информации с последующим обсуждением:
осознание системы понятий, соотносящихся с гражданской культурой (обсуждение понятия «гражданская культура», определение собственного уровня гражданской культуры в жизни и профессиональной деятельности, выявление принципов, критериев функций, содержания и структуры гражданской культуры учителя);
осознание системы представлений педагога о самом себе (образ себя как профессионала) и осознание своих затруднений в общении;
осознание выраженности собственных гражданских качеств.
Благодаря увеличению объема информации происходит расширение границ понимания гражданской культуры как личностной характеристики педагога. Высокий уровень развития самосознания педагога предполагает самосознание собственного Я, умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремится к самообразованию. Развитие осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании является одним из условий формирования гражданской культуры педагогов
Учебное занятие в форме «коллажа» создает условия для формирования опыта осмысления учебной программы с помощью невербальных средств. Рассмотрим технологию проведения подобного занятия на примере коллажа по теме «Человек-гражданин ».
Похожие статьи:
Исследование проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая из грамматических форм – существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения ...
Одаренность детей как социально-педагогическая проблема
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что умственные возможности людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведом ...
Виды воспитания
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотич ...