Работа была направлена на изучение уровня развития связной речи у дошкольников. Существует множество методик позволяющих осуществит эту задачу. Мы решили представить некоторые из них.
1. «Составление рассказа по картине» (Калинина Р.Р.)
Цель: определение уровня развития связной речи.
Контингент испытуемых: дошкольники.
Стимульный материал: сюжетная картинка с простым, доступным для дошкольника сюжетом (см. Приложение А.).
Ход:
В: я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.
Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы, например: Кто изображен на картинке? Что еще? Что они делают? Что еще? О чем говорят? Что случится потом?
Не следует составлять предложения вместо ребенка или предлагать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы — в дальнейшем это помешает вам адекватно оценить уровень речевого развития дошкольника.
Иногда ребенок на вопросы взрослого, например: «О чем говорят дети, изображенные на картинке?», отвечает: «Не знаю». В этом случае необходимо подбодрить ребенка: «Придумай сам. Это ведь твой рассказ. Как тебе кажется, о чем бы они могли говорить?» и т. д.
Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:
Низкий уровень развития связной речи — ребенок только перечисляет предметы, изображенные на картинке. (1 балл)
Средний уровень развития связной речи— ребенок составляет 2—3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой. (2 балла )
Высокий уровень развития связной речи — ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев. (3 балла) (Калинина Р.Р.)
2. «Картины»
«Кошка с котятами»
Цель: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение вниматеольно рассматривать картину пвассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развернутфй рассказ по картине, опираясь на план. Упражняться в подборе слов, близких по значению; подбирать слова обозначающшие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.
Предмет диагностики: связная речь.
Контингент испытуемых: дошкольники.
Стимульный материал: листы размером, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.
Ход:
В.: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
Острые коготки, мягкие подушки;
Шерстка пушистая, длинные усы;
Мурлычет, лакает молоко;
Умывается языком, прячет нос. когда холодно;
Хорошо видит в темноте, песни поет;
У нее хороший слух, ходит неслышно;
Умеет выгибать спинку, царапается;
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
Посмотрите на кошку. Опишите ее внешний вид. Какая она? (Большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (Один котенок рыжий, второй черный третий – пестрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (Все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.
Котенок: (называет кличку) играет. Как еще можно сказать про него? (резвится, прыгает , катает клубок). Котенок: (называет кличку) спит. Как еще можно сказать? (дремлет закрыл глаза, отдыхает). А котенок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьет, лижет, наедается).
Я предлагаю вам встать в круг Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?»
Вернемся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
Кто изображен на картине? Где происходит действие?
Кто бы мог оставить картину с клубками? И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернется хозяйка?
Похожие статьи:
Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников
Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике ...
Классификация моделей и видов моделирования
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования); по характеру моделируемых объектов; - по сферам приложения моделирова ...
Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, к ...