Образование: статьи и материалы » Развитие связной речи на занятии с использованием игрушек » Анализ методик для изучения уровня развития связной речи

Анализ методик для изучения уровня развития связной речи

Страница 1

Работа была направлена на изучение уровня развития связной речи у дошкольников. Существует множество методик позволяющих осуществит эту задачу. Мы решили представить некоторые из них.

1. «Составление рассказа по картине» (Калинина Р.Р.)

Цель: определение уровня развития связной речи.

Контингент испытуемых: дошкольники.

Стимульный материал: сюжетная картинка с простым, доступным для дошкольника сюжетом (см. Приложение А.).

Ход:

В: я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы, например: Кто изображен на картинке? Что еще? Что они делают? Что еще? О чем говорят? Что случится потом?

Не следует составлять предложения вместо ребенка или предлагать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы — в дальнейшем это помешает вам адекватно оценить уровень речевого развития дошкольника.

Иногда ребенок на вопросы взрослого, например: «О чем говорят дети, изображенные на картинке?», отвечает: «Не знаю». В этом случае необходимо подбодрить ребенка: «Придумай сам. Это ведь твой рассказ. Как тебе кажется, о чем бы они могли говорить?» и т. д.

Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом:

Низкий уровень развития связной речи — ребенок только перечисляет предметы, изображенные на картинке. (1 балл)

Средний уровень развития связной речи— ребенок составляет 2—3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой. (2 балла )

Высокий уровень развития связной речи — ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев. (3 балла) (Калинина Р.Р.)

2. «Картины»

«Кошка с котятами»

Цель: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение вниматеольно рассматривать картину пвассуждать над ее содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развернутфй рассказ по картине, опираясь на план. Упражняться в подборе слов, близких по значению; подбирать слова обозначающшие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Предмет диагностики: связная речь.

Контингент испытуемых: дошкольники.

Стимульный материал: листы размером, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход:

В.: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки;

Шерстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Умывается языком, прячет нос. когда холодно;

Хорошо видит в темноте, песни поет;

У нее хороший слух, ходит неслышно;

Умеет выгибать спинку, царапается;

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите ее внешний вид. Какая она? (Большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (Один котенок рыжий, второй черный третий – пестрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (Все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котенок по характеру.

Котенок: (называет кличку) играет. Как еще можно сказать про него? (резвится, прыгает , катает клубок). Котенок: (называет кличку) спит. Как еще можно сказать? (дремлет закрыл глаза, отдыхает). А котенок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьет, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?»

Вернемся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

Кто изображен на картине? Где происходит действие?

Кто бы мог оставить картину с клубками? И что здесь случилось?

Что может произойти, когда вернется хозяйка?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников
Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике ...

Классификация моделей и видов моделирования
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования); по характеру моделируемых объектов; - по сферам приложения моделирова ...

Профилактика девиантного поведения
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, к ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru