Образование: статьи и материалы » Педагогические условия трудового воспитания младших школьников в условиях поликультурного региона в Мордовии » Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа

Беседа о декоративно-прикладном искусстве татарского народа

Страница 1

Татарский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений. Материальная культура татар, как и вся их нравственно-духовная жизнь, богата и многообразна. Этические воззрения татар корнями уходят в первобытную эпоху, в семейное и общинное воспитание, которое стихийно осуществлялось в процессе совместной жизни детей и взрослых.

Проблема целенаправленного развития детей посредством приобщения к материальной культуре татарского народа остаётся актуальной, так как воспитательный потенциал татарской народной педагогики мало задействован в образовательном процессе.

В программах по эстетическому и трудовому воспитанию детей широко представлены знания, умения по народным промыслам. У каждого народа разнообразное, богатое ремесло. В татарской народной педагогике приучение ребенка к труду начиналось довольно рано, и старшие в семье обучали младших элементам труда до сих пор, пока не была правильно поставлена рука. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению совершенствовать мастерство, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве.

Нельзя сказать, что все традиции татарского народа хорошо сохранились: многие из них исчезли из-за вытеснения ручного труда. Знакомство в яркой и доступной форме с народным искусством воспитывает у школьников эстетический вкус, развивает творческое начало, то есть именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащает ее духовно, формирует нравственные чувства и мировоззрение.

Характерными чертами татарского декоративно-прикладного искусства являются особая декоративность, яркость орнамента и отсутствие в изображении живых существ. В татарском декоративно-прикладном искусстве преобладал растительный орнамент и цветочные мотивы, изображение живых существ в татарском искусстве запрещалось Исламом.

Основными видами декоративно-прикладного искусства татарского народа» являются: вышивка, каллиграфия (шамаиль), резьба по дереву и по камню, ювелирное дело («чеканка, скань, зернь, чернь»), ткачество и кожаная мозаика.

Арабская каллиграфия является отдельным пластом в декоративно-прикладном искусстве татарского народа, которая выражается в умении правильно и точно написать словесное выражение из Корана, сопровождающаяся хорошо продуманной композицией. Такое исполнение называется «шамаиль».

На занятиях следует изучать татарский национальный костюм, как традиционный, так и стилизованный варианты. Татарский национальный костюм состоит из следующих элементов: калфак (женский головной убор), тюбетейка (мужской головной убор), кулмэк, камзол, ичиги, передник, шаровары, пояс (билбау), платок, украшения (изу, бусы, браслет).

Затрагивая тему о национальном костюме татарского народа невозможно пройти стороной женские украшения, придающие художественную завершенность и национальный колорит народной одежде. В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью (хасите), широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женщину, чем увидеть ее. Мужскими украшениями являются перстни, пояс и др.

Изучение национального костюма связано с изучением традиций рукоделья. Основу художественного творчества татарских мастериц составлял орнамент с богатейшим циклом цветочно-растительных форм и мотивов. Основными видами композиции являлись бордюр, букет и вихревая розетка. Художественная выразительность цветочно-растительного орнамента достигалась разнообразными декоративными приемами, например, принципом контрастного сочетания разнородных по формам, силуэту, масштабу и происхождению цветочно-растительных мотивов. Орнаментальная композиция во многом зависела от формы и назначения украшаемого предмета.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Уровни владения русским языком, необходимые для языковой адаптации иностранных специалистов, занятых на промышленных предприятиях города
Разработка системы уровней владения русским языком как иностранным, лингвометодическое описание данных уровней, а также создание соответствующей системы тестирования имеет определяющее значение для современной теории и практики преподавания русского языка. Интеграционные процессы в области языковой ...

Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...

Языковая адаптация
Понятие адаптации – это процесс, направленный на сохранение гомеостаза (состояния стабильности организма), суть которого в приспособлении организма к условиям среды. Адаптация, в силу своей многоаспектности, является «сквозным» предметом изучения целого ряда наук о человеке – в философии, социологи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru