Самый излюбленный шов у татарских мастериц – тамбурный. Второй по значимости видом вышивки выделили гладь, стебельчатый шов, шов крестиком, петельный шов, шитье по веревочке, шов узелком, швы «в прикреп» и «по карте», применяемых в золотошвейной вышивке.
Для развития личности детей средствами материальной культуры татарского народа необходимо:
1) знакомить детей младшего школьного возраста с основными направлениями татарского народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их характерные особенности и уровень развития на современном этапе;
2) учить элементарным навыкам изготовления простейших народных изделий и приобщать к творческому труду.
Обязательное сохранение ручного труда, работа исключительно с природными материалами, изучение истории того или иного направления народного художественного ремесла, опора на исторический опыт отечественной педагогики (этнопедагогики) являются основополагающими принципами художественного образования средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Хотелось бы, чтобы при проведении занятий широко использовались устное народное творчество, игры и игровые ситуации, музыка, экскурсии в природу и на различные объекты, музеи; важно организовывать работу детей с традиционными материалами.
На занятиях не только расширяются знания детей о воспитательных и образовательных функциях татарского декоративно-прикладного искусства, но и оказывается благотворное содействие для накопления опыта и его применения в решении конкретных задач, осуществляется знакомство с видами татарского декоративно-прикладного искусства и творчеством художников-прикладников; формируются интеллектуальные способности и нравственные качества детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики.
В процессе эстетического и трудового воспитания детей происходит приобщение подрастающего поколения с самого раннего детства к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям. Следует подчеркнуть значение и приоритет национально-республиканского компонента в содержании и структуре занятий познавательного характера, эстетического, физического и трудового воспитания.
Сегодня в результате расселения татар народ стал более разобщенным, изменились функции семьи, истинная религиозность заменилась во многом соблюдением ритуалов. В этих условиях в жизни татар возрастает роль школы как общественного института, ответственного за социализацию и консолидацию подрастающего поколения, за возрождение национальной культуры, за гармоничное соединение знаний и веры, за интеграцию нации с мировым сообществом.
Похожие статьи:
Мировоззрение как основа структуры личности
Принято различать, помимо научного, мировоззрение, в частности, религиозное и житейское и наибольшее разнообразие наблюдается в области житейского (обыденного) мировоззрения, где оно порождается различием социально – экономических и культурно – психологических особенностей проживания людей, различи ...
Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...
Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры
Изучение социальной и культурно-философской, политической и социологической мысли второй половины ХХ века позволяет говорить о возрождении научного интереса к теории гражданского общества. Таким образом, научный интерес многих исследователей к теории гражданского общества можно определить как поиск ...