Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности .
Итак, в процессе трудового воспитания младших школьников используются различные методы воспитания и диагностики.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами проводилась опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия, которая включала три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определить критерии и уровни воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников;
- подобрать диагностический материал и оборудование;
- провести диагностику уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.
Для того чтобы определить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников, мы посчитали, что целесообразно использовать методы педагогического исследования: наблюдение, беседа, разрешение проблемных ситуаций, анализ, методы обработки полученных данных.
Для того чтобы ученики понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у младших школьников на мир профессий. Поэтому следует провести диагностику представлений о труде взрослых. В эксперименте участвовало 20 учеников 2 «А» класса (экспериментальная группа) и 20 учеников 2 «Б» (контрольная группа).
Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужили задания из методики диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».
Задание 1.
Для этой цели применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».
Инструкция к проведению.
Были составлены вопросы для индивидуальной беседы с каждым учеником. Школьникам был задан вопрос: «Какие ты знаешь профессии?» Далее задавались вопросы о профессии родителей, а также о профессии бабушек и дедушек. По каждой из названных профессий ученику было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии. Затем было предложено описать и объяснить значимые элементы данной профессии.
После индивидуальной беседы с учениками была проведена общая беседа со школьниками о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что не все школьники понимают вопроса «Кем работает?», соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Отметим, что только четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов). Школьник без особого труда отвечает на поставленные вопросы. Уверенно называет несколько известных профессий, а также орудия труда, которыми пользуется человек названной профессии.
Средний уровень (8 - 12 баллов). Школьник в основном правильно отвечает на поставленные вопросы, называет несколько профессий. Но неуверенно отвечает на вопросы, связанные с орудиями труда, которыми пользуется человек названной им же профессии.
Похожие статьи:
Выявление умения детей 5-6 лет образовывать глагольные формы
Для того чтобы выявить уровень умений детей 5-6 лет образовывать слова-действия были определены следующие задачи: подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР; разработать критерии и уровневые показатели по данной проблеме; выявить урове ...
Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников
Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике ...
Исследование вопросов воспитания студентов УрФУ
В ходе исследования была собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УрФУ 2-ого курса физико-технического факультета. В результате выборочной совокупности было выбр ...