Образование: статьи и материалы » Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью » Профориентационная работа: понятие и методы

Профориентационная работа: понятие и методы

Страница 1

«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» . Основная цель профессиональной ориентации – помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях. Работа профориентолога осуществляется по направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. В школах же эта работа осуществляется учителями, либо психологами.

Первое бюро профориентации молодежи было создано в 1908 г. в Бостоне. Именно деятельность этого бюро принято считать началом профориентации. В СССР понятие «профориентация» появилось в начале XX в., когда в стране произошел бурный рост промышленного производства и перед людьми встала проблема выбора профессии. В это время профориентация зарождается и в России. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психологи и педагоги: А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий.

Теоретическими и методическими основами профориентации в СССР занимался психолог Е.А. Климов. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России. Он предложил разделить профессии на пять типов, в зависимости от предмета их труда: «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа».

В 80-е годы появились центры профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР, в которых работали высококвалифицированные психологи. Они занимались не только профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профессионального самоопределения. Но с распадом Советского Союза государство стало игнорировать проблему профориентации молодежи.

Данная проблема имеет место и в наше время. Все чаще люди сталкиваются с неопределенностью и незнанием кем быть, где учиться, как сделать правильный выбор и не совершить ошибку. Если раньше профессию выбирали один раз и на всю жизнь, то сейчас от молодежи требуется готовность к творческому подходу в выборе профессии, постоянное обновление профессиональных знаний, высокая мобильность.

Существует и более общее понятие профориентации молодежи, которое включает в себя два термина «профессия» и «ориентация».

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющихся источником существования человека».

Ориентация – «умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определенную сторону».

Таким образом, профориентация молодежи – это система общественного и педагогического воздействия на молодежь, а также система государственных мероприятий, с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии. Данная работа осуществляется на общественном уровне. Но существует также и личностный, который более важен в профессиональном определении. Личностный уровень подразумевает социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Профориентация молодежи считается одной из важных задач государственной молодежной политики. Так, в Стратегии государственной молодежной политики РФ от 18.12.2006 г., существует проект «Карьера», целями которого являются:

«Самоопределение молодежи на рынке труда»;

«Развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность…»

Реализация данного проекта направлена на внедрение новых форм и технологий в ориентирование молодежи, на разработку программ развития социальной компетентности молодежи, создание трудовых объединений, а также на поддержку инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Проект способствует социализации молодежи, формированию личности и профессионально важных качеств. Для этого необходимы новые методы профориентационной работы, которые соответствуют современным условиям социально-экономической сферы.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Актуализация идей В. В. Розанова в современной педагогике
Что же делать современному родителю, учителю, чтобы сохранить индивидуальность ребенка? 1. Признать индивидуальность ребенка и перестать сравнивать с другими (любимое занятие взрослых). Все дети талантливы. Только надо распознать: в чем, и поддержать. "Творит человек, т.е. приносит нечто новое ...

Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество педагога неповторимо, это такое же высокое искусство, как творчество композитора и художника — а может быть, и куда более сложное. Н ...

Пример готовности к обучению
Развитие устной речи младших школьников с нарушением внимания – одна из важных задач, решаемых в образовательном процессе. Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением внимания обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуж ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru