Некоторые особенности воображения и символического замещения изучены в психологии достаточно подробно. Так, в работах Е. Торренса выявлены многие черты переноса свойств и функций одних предметов на образы других предметов. Характерные черты символического замещения описаны Д.Б. Элькониным.
Процесс зарождения и развития символической функции прослежен Ж. Пиаже. В.В. Давыдов изучал такую основную особенность воображения, как "схватывание" целого раньше его частей. "Перенос свойства одного предмета на другой образ делает его разнородным, - возникает задача превращения такой разнородности в новую однородность. Для этого перенесённое свойство в качестве некоторой главенствующей целостности должно переформировать другие свойства (части) существующего образа и тем самым создать свои собственные части. Иными словами, переносимое свойство в качестве ещё неразвёрнутой целостности используется как средство создания своих частей. "Схватывание" и "удерживание" целого раньше его частей является существенной особенностью воображения".
Создание новых образов и вещей всегда считалось творческим актом человека, который реализуется такими взаимосвязанными способностями человека, как воображение, символическое замещение и мышление. В своей координации они направлены, прежде всего, на обеспечение творческих возможностей человека.
Отметим, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит своё выражение в различных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как "всеобщую универсальную человеческую способность, т.е. способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде" .
Итак, мы выяснили, что воображение - основа творческой деятельности, а творчество - один из существенных показателей развития личности.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться данной схемой:
Воображение, его виды и способы.
Схема №1.
Немов Р.С. в своих работах определил следующие функции воображения:
1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;
Регулирования эмоциональных отношений;
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
Формирование внутреннего плана человека;
Планирование и программирование деятельности человека.
Воображение как форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений, как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Пассивное воображение, возникающее без постановки специальной цели (сновидения, грёзы, бред). Образы пассивного воображения носят фантастический характер. Активное воображение: направленность на решение определённых задач, может быть воссоздающим (создание образа по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно. Первый такой способ - агглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. (пример: человек-зверь или человек-птица). Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Карлик Нос, Гулливер). Третий известный способ образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртый способ - типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Антропоморфизация: представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку.
Похожие статьи:
Актив группы. Его роль, способы формирования и организация его деятельности
Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности учащихся - это лучшие, наиболее сознательные, энергичные представители группы. Какой - то иной принцип отбора актива порочен в своей основе. Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела ...
Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально –
педагогической поддержке детей из неполных семей
Проанализировав теоретические вопросы первой части квалификационной работы, нами был разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана Еткульская средняя общеобразовательная школа села Еткул ...
Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры
Изучение социальной и культурно-философской, политической и социологической мысли второй половины ХХ века позволяет говорить о возрождении научного интереса к теории гражданского общества. Таким образом, научный интерес многих исследователей к теории гражданского общества можно определить как поиск ...