Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребёнка образа "я" реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой - выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во - вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.
В современной психологии имеется много таких данных, которые позволяют гипотетически описать возможный процесс функционирования воображения.
Прежде всего, благодаря воображению человек создаёт что-то новое - новые образы и мысли, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало. Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Но нечто новое всегда так или иначе связано с реально существующим (в том числе и со старым), которое подвергается более или менее глубокому преобразованию. В психологии известна такая характерная черта образов представлений об окружающем, как гибкость и динамичность, позволяющая человеку расчленять разные свойства своих образов, а затем объединять их. Эта черта образов служит предпосылкой воображения. Какое либо свойство своего образа человек может отделить от других его свойств, а затем перенести его на такой образ, который сам по себе им не обладает, - тогда и возникает новый образ. Если, руководствуясь этим новым образом, человек может преобразовать какой - либо реальный предмет, то тем самым появляется и новая вещь. "Муки творчества" как раз и связаны с воплощением новых образов. Л.С. Выготский писал, что "это и есть подлинная основа и движущее начало творчества".
Известно, что имеющаяся у человека символическая функция заключается в том, что он первоначально выделяет, а затем замещает существенные особенности некоторого предмета каким - либо другим предметом, который начинает выполнять в деятельности этого человека некоторые общие функции исходного предмета. Один предмет становится средством воплощения свойств другого предмета, выступая при этом как его эталон или мера. В символах выражается всеобщность (сущность) некоторых реальных предметов. Символы являются основанием для создания человеком различных моделей предметов (эти модели могут иметь вещественную, графическую и словесную форму). Модели - это форма абстракции особого рода, в которой существенные отношения предметов выражены в наглядно - воспринимаемых и представляемых связях и отношениях знаковых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего (т.е. чувственного и абстрактного), при котором на первый план выдвинуто общее, существенное.
Воображение является основой символического замещения - они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выполнять существенные функции одних предметов в каком - либо другом предмете или символе (предметное "тело" самого символа этих функций не имеет). Возможность человека строить символы направляет его на создание существенно новых образов и предметов, не замыкаясь в кругу мелочных и пустяковых нововведений.
Похожие статьи:
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
произведений фольклора
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ре ...
Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьног ...
Инструментальные средства по типам и обоснование
выбора
Выбор того или иного типа графического редактора в образовательном процессе зависит от поставленной задачи. Для правильного выбора, какого либо графического редактора нужно знать существующие в компьютерной графике методы представления графических объектов. Методы представления графических объектов ...