Образование: статьи и материалы » Методика обучения общеразвивающим упражнениям в дошкольных учреждениях » Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений

Страница 1

Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.

В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:

упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

упражнения для мышц туловища;

упражнения для мышц ног.

Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающие упражнения принять группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия, в отличие от утренней гимнастики, должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения предстоящих основных движений. Но неизменными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размищение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда - для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависит дифференцировка нагрузки на мышцы (динамическая, статистическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплетуда движения, комбинация двигательных действий.

В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста типичны следующие исходные положения:

для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

для ног - основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

для рук (по отношению к туловищу) - руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).

Варьируя исходные положения, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упражнения. Каждое правильно построенное упражнение заканчивается исходным положением.

Общеразвивающие упражнения - это своеобразная "азбука" движений. С их помощью формируется базовая координация движений, развиваются двигательные качества, создаются предпосылки для освоения техники более сложных упражнений, прививаются основы эстетики движений. ОРУ широко используются в большинстве видов спорта, они составляют основу содержания занятий с детьми и занятий оздоровительной направленности с разным контингентом.

Широта использования общеразвивающих упражнений обусловлена их особенностями. Первая особенность ОРУ - простота и доступность. Упражнения просты по своей структуре, поэтому им несложно обучать, они доступны всем категориям занимающихся. Вторая особенность общеразвивающих упражнений состоит в возможности изберательного воздействия на отдельные мышечные группы. Это определяет их использование для решения всевозможных частных задач физического воспитания, а также создает условия для гармоничного развития двигательного аппарата. Третья особенность ОРУ заключается в возможности строго дозировать нагрузки, определяя содержание и количество упражнений, количество повторений каждого из них, интервалы отдыха, темп, характер выполнения упражнений, исходные положения.

Для удобства ориентирования в бесконечном многообразии ОРУ приведем несколько их классификаций, имеющих практическое значение.

1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку. В зависимости от того, какие мышечные группы обеспечивают движения, ОРУ делятся на: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног и тазового пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для всего тела. Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и даже для отдельных мышц.

2. Классификация по признаку преимущественного воздействия. В зависимости от направленности. В зависимости от направленности воздействия ОРУ делят на упражнения на силу; упражнения на растягивания и упражнения на расслабление. Сочетание этих трех типов преимущественного воздействия определяют содержание и других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методологическую значимость. Это упражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхательные упражнения.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Ход и анализ коррекционного этапа исследования
На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования, данных констатирующего эксперимента были выявлены направления, методы и приемы совместной работы школы и семьи в условиях интегрированного обучения с детьми младшего школьного возраста. Коррекционное обучение строилось с учето ...

Условия перехода природных задатков в способности
Рассмотрев в предыдущем параграфе сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующий важный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственной потенции в способности. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностн ...

Цель и задачи опытно – поисковой работы социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
Проанализировав теоретические вопросы первой части квалификационной работы, нами был разработан исследовательский комплекс, направленный на диагностику детей, воспитывающихся в неполной семье. В качестве исследовательской площадки была выбрана Еткульская средняя общеобразовательная школа села Еткул ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru