Результаты экспериментальной проверки эффективности спроектированных модели и организационно-педагогических условий профессиональной подготовки специалистов позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что содержание профессионального знания выпускников и практические навыки, полученные обучающимися на каждом уровне профессиональной подготовки, отвечают требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта и обеспечивают выпускникам конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
2. Определено, что организационно-педагогические условия реализации процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов позитивно влияют на мотивационную сферу деятельности преподавателей и создают объективные предпосылки для повышения уровня их управленческой деятельности.
3. Построенная нами модель специалиста, а также модель многоуровневой подготовки выпускника, отражают концептуальную направленность профессионального образования в целом и многоуровневой подготовки в частности.
Данная модель в системе «учреждение НПО - техникум – вуз» включает в себя интеграцию в целях общего, начального, среднего и высшего образования, сопряженные планы, рабочие программы и их методическое обеспечение; согласованную научно-исследовательскую и методическую деятельность, обеспечивающую повышение качества подготовки будущего специалиста, профессиональный рост кадров и новый статус профессиональных учебных заведений.
Многоуровневая модель обучения предполагает, в первую очередь, соблюдение принципа преемственности профессионального образования при возрастающей сложности подготовки: от прикладной до фундаментальной. При этом техникум берет на себя задачу подготовки специалистов для производства, а вуз - удовлетворение более широких запросов личности в знаниях по специальности.
Соценкой реализации целей и задач образовательного учреждения связан мониторинг его деятельности. На основе данных мониторинга корректируется и составляется учебно-программная документация, определяются направления научно-исследовательской деятельности техникума. Соблюдение принципа многоуровневости и непрерывности образования приводит содержание подготовки в соответствие с характером будущей производственной деятельности.
4. Показано, что изменение уровня управленческо-педагогической деятельности преподавателей, результатов итогового аттестационного контроля, качества профессиональной подготовки, востребованности выпускников на рынке труда подтверждают эффективность разработанных модели и организационно-педагогических условий многоуровневой профессиональной подготовки специалистов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о необходимости многоуровневой подготовки выпускников по специальностям торгово-экономического профиля для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.
1. Необходимость разработки педагогических основ многоуровневого образования студентов выявила комплекс новых требований к профессиональному образованию, введению новых дополнительных принципов обеспечения образования, раскрывающих возможности для развития профессионального мастерства.
Тенденцией развития современного профессионального образования является непрерывность и многоуровневость профессиональной подготовки специалистов в связи с высокой скоростью устаревания профессиональных знаний в условиях динамично развивающейся научной, технической и информационной среды. Многоуровневая профессиональная, подготовка специалистов, реализуемая в рамках связи «учреждение НПО - техникум – вуз» рассматривается как логическое соединение нескольких отдельных модулей повышающегося уровня профессионального образования. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, нацеленных на решение конкретной задачи в общей системе профессиональной подготовки специалистов. Цели и содержание каждого модуля находятся под воздействием изменяющихся внешних факторов, одним из которых является результат нижестоящего по уровню образования модуля. Целостность системы обеспечивается функционированием отдельных модулей во взаимодействии друг с другом.
Использование в педагогической практике целостной многоуровневой образовательной системы модульной структуры связано с переходом от разработки на каждом уровне единичных обособленных профессиональных программ к формированию единой взаимосвязанной системы преемственных разноуровневых профессиональных программ, реализуемых в техникуме.
Похожие статьи:
Смена концептуальных приоритетов в историческом образовании в 1990-х - начале XXI в
Народная мудрость гласит, что любая держава черпает свои силы в образованности и просвещенности общества, а это значит, что государство и общество должны быть «развернуты» к человеку, его личности и культуре, общественному бытию и сознанию, к тому, что определяется понятием «гуманитарность». Ни как ...
Коммуникативная политика по повышению привлекательности
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Эти требования включают: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Вежливость выражается в уваж ...
Задачи и методы эстетического воспитания
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами. Первая группазадач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, ...