Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в рамках единого учебного заведения в немалой степени зависит от качества управленческой деятельности преподавателей. Ее содержание включает:
1. Отбор и систематизацию информации, подлежащей усвоению в процессе обучения с ориентацией на профессиональную деятельность.
2. Проектирование любых видов деятельности обучающегося, управление его поведением и формирование у него ценностных норм.
3. Проектирование собственной деятельности и поведения.
4. Установление партнерских взаимоотношений с обучающимися на основе изучения их индивидуально-типологических особенностей.
5. Согласование учебной деятельности с требованиями государственных образовательных стандартов.
6. Получение обратной информации, коррекцию знаний.
Одной из задач исследования было проведение оценки уровня овладенияпреподавателями учебного заведения управленческой деятельностью в образовательном процессе многоуровневой структуры. Для разработки критериев такой оценки экспертами были выявлены профессионально-личностные качества преподавателей, наличие которых существенно влияет на эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Были выделены параметры мотивационной и целеполагающей деятельности преподавателей, которые оценивались в ходе исследования. К этим параметрам мы относим: психологическую готовность к построению технологии образовательного процесса многоуровневой структуры, квалификационный уровень, умение использовать гуманистический подход в образовательном процессе, активность, умение управлять преемственнымобразовательным процессом. Оценка каждого измеряемого параметра осуществлялась с помощью разработанных соискателем таблично заданных уровневых характеристик. Оценочная шкала имеет три уровня: высокий (норма-образец), средний (допустимый), низкий (недопустимый).
Рассмотрим содержание измеряемых параметров. Под психологической готовностью преподавателя мы понимаем совокупность психологических и физиологических особенностей, обеспечивающих успешную реализацию его педагогического и профессионального потенциала по достижению образовательных целей многоуровневого профессионального образования. Квалификационный уровень - это уровень профессиональной подготовленности преподавателя, позволяющий ему работать на разных уровнях профессионального образования. Под умением использовать гуманистический подход в образовательном процессе подразумевается совокупность профессиональных качеств, позволяющая преподавателю осуществлять учебно-воспитательную деятельность, основанную на демократическом взаимодействии и сотрудничестве, внимании к инициативе обучающегося, к динамике развития его личности. Активность - это свойство личности преподавателя, выражаемое в устойчивом интересе к сфере профессиональной деятельности, в реализуемой потребности к разнообразным педагогическим действиям и профессиональному самосовершенствованию. Умение управлять преемственным образовательнымпроцессом многоуровневой структуры - это реализуемая готовность преподавателя к практическим и теоретическим действиям по обеспечению преемственности методов и организационных форм обучения, заданного характера учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Качественно-количественные характеристики измеряемых параметров управленческой деятельности преподавателей представлены в таблицах 7 - 8.
Таблица 7 Психологическая готовность преподавателей к построению технологии образовательного процесса многоуровневой структуры
Уровень |
Качественная характеристика |
Проявление |
Высокий (норма-образец) |
Достаточно полно осознает и внутренне принимает поставленные цели, понимает трудности и напряженность предстоящей работы, осознает необходимость проявления волевых усилий |
Самостоятельно разрабатывает необходимые дидактические материалы, курирует других преподавателей, осуществляет руководство по разработке и реализации образовательных проектов |
Средний (допустимый) |
В основном осознает и внутренне принимает поставленные цели, понимает трудности и напряженность предстоящей работы. Недостаточно осознает необходимость волевых усилий. |
Дорабатывает и использует имеющиеся дидактические материалы, консультирует преподавателей, участвует в разработке и реализации образовательных проектов |
Низкий (критический) |
Недостаточно осознает, но внутренне принимает поставленные цели, недостаточно понимает трудность и напряженность предстоящей работы. Не готов к проявлению волевых усилий. |
Использует дидактические материалы, разработанные другими преподавателями, нуждается в регулярном консультировании других преподавателей, не участвует в разработке образовательных проектов |
Похожие статьи:
Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами
Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоми ...
Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мы ...
Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе
Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между пр ...