Диагностика детей данной категории основывается на положениях о нормальном развитии речи детей в раннем возрасте (А.Н. Гвоздев,). В основе проведения диагностики по выявлению задержки речевого развития у детей с ЗРР 2–3 лет лежат следующие параметры:
выявление уровня восприятия речи взрослого;
выявление объема активного и пассивного словаря;
выявление использования детьми невербальных средств.
1. Работа с семьёй.
Исходя из положения Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной о том, что обратимые формы речевых расстройств могут быть связаны с неблагоприятными условиями окружения, воспитания и различными формами депривации, необходимо провести анализ социальных условий речевого развития детей данной категории.
Для реализации этой задачи можно провести анкетирование родителей, или беседу, целью которой будет выявление:
вступления ребёнка в контакт с родителями;
уровня наблюдательности и степени познания ребенка;
наличия или отсутствия речевых реакций (обращения, просьбы и др.)
Изучение медицинской документации.
Анамнестические сведения должны включать:
данные о здоровье родителей;
наличие речевой патологии у членов семьи или у родственников;
протекание беременности и родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций и т.п.);
общего раннего развития (какие заболевания перенес, не было ли физических или психических травм);
сведения о раннем речевом и моторном развитии: в срок, замедленное или ускоренное;
сроки появления основных движений, гуления, лепета, первых слов, фраз;
состояние слуха, зрения и интеллекта.
Далее для изучения развития речи детей 2–3 лет с ЗРР и проявления невербальных средств общения, могут быть использованы следующие методики.
Методика 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого в ходе индивидуальной работы с ребёнком.
Материал: кукла, чашка, погремушка, собачка.
Суть методики в том, чтобы в процессе 6 созданных ситуаций оценить:
Отзывается ли ребенок на свое имя.
Способен ли ребенок указывать на называемый предмет.
Может ли показать какую-либо часть лица или тела куклы.
Сможет ли найти аналогичную часть лица или тела у себя.
Подаёт ли ребёнок называемый предмет.
Выполнение заданных действий с предметом (положить кубики в коробку).
Обработка данных. 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания).
Трактовка результатов. Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 6 до 10 баллов – Средний уровень понятия речи, от 0 до 5 баллов – низкий уровень понимания речи.
Методика 2. «Кто это?».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Для оценки словарного состава ребенка предлагается картинный материал, куда входят слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка: 1. Одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), 2. Овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), 3. Домашние животные (кошка, собака, попугай), 4. Транспорт, 5. Игрушки, 6. Птицы.
Обработка данных.
1 балл – наличие правильного ответа.
0 баллов – неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов – высокий уровень объема словаря,
7–9 – баллов – средний уровень,
0–6 балла – низкий уровень,
Методика 3 «Назови и покажи»
Цель: оценить состояние глагольного словаря детей и варианты использования невербальных средств общения.
Материал: предметные картинки с видами действий (мишка пляшет, кукла спит, девочка смотрит книгу, мальчик гуляет). (Приложение 2)
У ребёнка спрашивается, что делает персонаж картинки. Оценка ответа связана с вариантом ответа – жестовый, словесный или др.
Обработка данных.
Словесные ответы – 4 балла
Сочетание словесных ответов с жестовыми – 1, 2, 3 балла
Невербальные формы ответа – 0 баллов
Методика 4 «Определение частотности использования детьми невербальных средств общения»
Цель: определить частотность и виды наиболее часто встречающихся при общении невербальных средств.
Вариант применения: наблюдаем сколько раз за определённый отрезок времени (15 минут) ребёнок задействует те, или иные невербальные средства общения.
Средства коммуникаций |
Невербальные приемы и средства |
Использует (кол-во раз) |
Не использует |
1. Фонационные средства |
Вздох; | ||
плач; | |||
тон; | |||
интонация; | |||
кашель; | |||
2. Оптико – кинетические средства |
мимика; | ||
жесты; | |||
позы; | |||
направление взгляда, | |||
длительность взгляда, | |||
частота взгляда, | |||
3. Тактильные средства, осязание, слух |
Прикосновения, | ||
слуховое восприятие звуков (прислушивается) | |||
4. Пространственно-временные средства |
Расположение собеседников (дистанция) |
Близко |
На расстоянии |
Похожие статьи:
Место наглядности в коммуникативном методе
обучения
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку коммуникативность играет огромную роль и новые УМК созданы на коммуникативной основе. Коммуникативный метод обучения является моделью процесса коммуникации, цель которой побудить участников общения в процессе обмена информацией к высказыванию ...
Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. Большим завоеванием Советской власти была организа ...
Процедура аттестации образовательного учреждения
Целью проведения аттестационной экспертизы деятельности образовательного учреждения является подтверждение соответствия нормативно-правовых оснований деятельности ОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица. 1. Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного ...