Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Страница 3

Вторая ступень– основное общее образование и профессиональное образование по профессиям соответствующей группы и по программе начального профессионального образования, на одно-двухгодичных отделениях.

Третья ступеньхарактеризуется сочетанием среднего общего образования и профессионального образования базового уровня.

Четвертая ступень

предполагает получение профессионального образования на повышенном уровне техникума.

Пятая ступень

соответствует различным уровням высшего образования.

Опытно-экспериментальные исследования позволили установить соотношение общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, соответствующих уровням подготовки специалистов для торгово-экономической сферы. Рассмотрим содержание блоков профессиональной подготовки.

Общепрофессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.

Это могут быть общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу. Если для этих профессий не выделялся отраслевой блок (в случае межотраслевой группировки), то элементы, характерные для отраслевого блока, например, экономического характера, могут включаться в профессиональный блок.

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ (когда подготовка ведется не для конкретного потребителя, а для рынка труда в целом).

Такой подход позволяет обеспечить принцип преемственности, очень важный с точки зрения создания целостной системы непрерывного профессионального образования, так как при переподготовке можно учесть те блоки, которые были освоены ранее.

Социально-экономический блок важен в современных условиях становления рыночных отношений. Его изучение обеспечивает благоприятные условия вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела.

Блоки этого типа, разработанные с учетом особенностей соответствующих видов профессиональной деятельности, по своему содержательному наполнению должны обеспечивать подготовку обучаемого к участию в деловой жизни - экономическую, правовую, финансовую, управленческую, психологическую и маркетинговую подготовку.

Блок повышенного профессионального образования (среднего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования. Эти блоки являются важными при создании учебно-программной документации для многоступенчатой подготовки.

Целью такого обучения является обеспечение объединений, предприятий и организаций квалифицированными кадрами с учетом изменений научно-технических и социально-экономических условий, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях перехода к рыночным отношениям.

Непрерывное многоуровневое образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний.

При рыночных отношениях предполагается формирование рынка труда, ориентированного на квалифицированный труд. В этих условиях обучение кадров должно проводиться и оцениваться с позиций целей и конечных результатов.

Для осуществления этой работы надо учитывать принципы непрерывного профессионального образования.

Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся: а) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; б) вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса; в) интеграция учебной и практической деятельности; г) учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; д) содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; е) единство профессионального, общего и гуманитарного образования; ж) самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; з) интеграция формальной и неформальной составляющих образовательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе
Компетентностная модель понимается как функциональная модель, многоуровневая открытая система компетенций, которая репрезентирует социокультурный процесс овладения ИЯ, обладает эвристической ценностью и обеспечивает способность и готовность к межкультурному общению на изучаемом ИЯ. В руководящих до ...

Методы и формы воспитания личности в спорте
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступа ...

Практические аспекты формирования лексической компетенции на основе фразеологических единиц
Как уже отмечалось в главе 1, фразеология - сложный и многомерный материал языка; многоаспектное изучение его дает все новые сведения о специфике фразеологических единиц. Овладение фразеологизмами (осознание, понимание их, сознательное использование в речи) у детей начинается позднее, чем овладение ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru