Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа, как раньше в жестко централизированной системе образования, а, прежде всего, ее содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы непрерывного профессионального образования, который означает приоритетность построения содержания такого образования перед ее организационными формами.
Можно выделить три принципа построения состава «содержания», соответствующих разным направлениям движения человека в образовательном пространстве: принцип многоуровневости, принцип дополнительности, принцип маневренности.
Принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования.
Государственный образовательный стандарт СПО является инструментом управления качеством профессионального образования и определяет, насколько качество удовлетворяет запросам личности и общества в целом.
Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации».
Ступень квалификации – это завершенный этап подготовки кадров в системе непрерывного образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран.
Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений.
Сложность и наукоемкость профессионального поля определяет требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной системе многоуровневого профессионального образования Новокузнецкого торгово-экономического техникума можно выделить пять основных ступеней квалификации (таблица 5).
Первая ступень
квалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.
Таблица 5 Уровни подготовки специалистов Новокузнецкого торгово-экономического техникума.
Профессионально-значимые качества будущего специалиста |
Квалификация |
Уровень профессиональной подготовки |
Блоки учебных дисциплин |
Профессиональные жизненно-личностные перспективы как часть профессионального самоопределения |
Рабочий |
1. На базе основной школы. |
Общепрофессиональный, специальный |
Профессиональное самоопределение в меняющихся условиях производственной среды; усиление творческой направленности |
Рабочий |
II. на базе основной и средней школы |
Общегуманитарный; социально-экономический; естественно-научный; общепрофессиональный |
Многосторонняя квалификация; участие в развитии и управлении производством; готовность к повышению профессионального мастерства |
Техник |
III. На базе НПО, а также полной средней школы |
Социально-экономический, обще-профессиональный, специальный, математический |
Умение правильно оценить свои силы, совмещение управленческих и исполнительных функций; готовность к исполнению высшего профессионального образования; умение создать собственное производство |
Техник повышенного уровня |
IV. После базового уровня СПО |
Специальный, общепрофессиональный, социально-экономический |
Способность творчески учиться; умение разбираться в сложных производственных ситуациях; готовность к выполнению организаторских функций в условиях сферы обслуживания |
Специалист |
V. На базе уровня СПО, после уровня вуза |
По программам вуза. |
Похожие статьи:
Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего ...
Условия перехода природных задатков в способности
Рассмотрев в предыдущем параграфе сущностные характеристики способностей, необходимо развить следующий важный на наш взгляд аспект этой проблемы: условия перехода наследственной потенции в способности. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностн ...
Рейтинговые технологии
Рейтинговые технологии, основная задача которых – оценить деятельность ученика на уроке, организовать обучение детей, имеющих разные возможные, создать условия для индивидуального развития ребенка, обеспечить связь с практикой и вузом с целью дальнейшей адаптации и профессиональной ориентации учащи ...