Таблица 2.2 Развитие социальной компетентности детей в ходе формирующего эксперимента
Критерии социальной компетентности |
Экспериментальный этап | |||||||||
Контрольный этап | ||||||||||
I выбор адекватной альтернативы поведения A – не может изменить ролевое поведение без поддержки B – меняет ролевое поведение или роль при небольшой поддержке C – меняет ролевое поведение или роль самостоятельно |
C |
B |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
A |
B |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
A |
B | |
II умение взаимодействовать в команде A – играет один B – играет с одним постоянным партнером C – играет с несколькими постоянными партнерами D – играет с разными партнерами |
B |
D |
C |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C |
B |
C |
B |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C | |
III установление устойчивого контакта со сверстниками A – вступает в игру только по инициативе со стороны B – вступает в игру при поддержке со стороны C – вступает в игру самостоятельно |
B |
C |
B |
A |
B |
C |
B |
C |
B |
C |
B |
C |
B |
A |
A |
C |
B |
C |
B |
B | |
IV свободный диалог A – ролевой диалог практически отсутствует B – ролевой диалог не постоянен C – самостоятельный непрерывный ролевой диалог |
B |
B |
C |
B |
C |
A |
B |
C |
B |
C |
B |
A |
C |
B |
B |
A |
B |
C |
B |
C | |
V выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи) А – оказывает помощь только в игровых отношениях B – оказывает помощь и в реальных отношениях |
B |
A |
B |
B |
A |
A |
B |
B |
A |
B |
B |
A |
A |
B |
A |
A |
B |
B |
A |
B |
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующее заключение. В экспериментальной группе наблюдались качественные изменения по всем критериям. А именно: по I, II и IV критерию изменения произошли у двоих детей, по III, V критерию изменения наблюдались у одного ребенка.
Проводя данный эксперимент, было выявлено, что включение выделенных нами условий в игровую методику Н.Я. Михайленко повышает эффективность игры, способствуя развитию навыков социальной компетентности. Положительный эмоциональный настрой, сопровождающий игровую деятельность, побуждал участников эксперимента проявлять активность в продуктивной деятельности. Овладение умением изменять ролевые позиции уже само по себе делает самостоятельную игру ребенка богаче, способствует развитию эмоционально-действенной ориентации в смыслах человеческих действий и отношений.
Похожие статьи:
Диагностика сформированности нравственно-экологических качеств младших школьников
в учебной деятельности
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков вести себя в природе. Мы провели анкету в экспериментальном и контрольном классах. Были взяты 2 класса: экспериментальный(17человек) и контрольный класс (17человек). Далее приводятся ответы учащихся эксп ...
Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности
Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок. Урок – остается основной формой обу ...
Особенности системы образования в современный
период: тенденции и перспективы
Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В 2006 году было 1,3 млн. ...