Опытно-эмпирическая работа проводилась на базе детского дома №1 «Родничок». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Опытно-эмпирическая работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы провели сравнительное наблюдение сформированности социальной компетентности в игре двух групп детей: группы детей-сирот и группы детей, воспитывающихся в семьях. Причем вторая группа была принята за норму. При оценке сформированности социальной компетентности дошкольников инструментарием для оценки являются следующие критерии, взятые нами из программы «Истоки»:
I – выбор адекватной альтернативы поведения ;
II – установление устойчивого контакта со сверстниками ;
III – умение взаимодействовать в команде;
IV – свободный диалог;
V – выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи).
Данные сравнительного наблюдения представлены в таблице 2.1
Из таблицы видно, что у детей-сирот развитие социальной компетентности по всем показателям находиться на более низком уровне в сравнении с детьми, воспитывающимися в семьях.
С целью проверки гипотезы об условиях повышения эффективности игры как средства развития социальной компетентности было проведено экспериментальное исследование в два этапа. На первом (контрольном) этапе проводились игровые занятия по методике Н.Я. Михайленко, после чего были проведены замеры. На втором (экспериментальном) этапе после проведения игровых занятий были апробированы выделенные нами условия повышения эффективности игры, а именно:
- расширение личного пространства воспитанников;
- развитие коллективных форм сотрудничества педагогов и детей во внеучебное время;
- увеличение количества социальных контактов воспитанников со средой за периметром учреждения.
Экспериментальное исследование длилось два месяц (сентябрь 2008 – ноябрь 2008 года). При этом велось наблюдение по вышеизложенным критериям социальной компетентности.
Данные экспериментального исследования представлены в таблице 2.2
Таблица 2.1
Критерии социальной компетентности |
Дети, воспитывающиеся в семье | |||||||||
Дети, воспитывающиеся в детском доме | ||||||||||
I выбор адекватной альтернативы поведения A – не может изменить ролевое поведение без поддержки B – меняет ролевое поведение или роль при небольшой поддержке C – меняет ролевое поведение или роль самостоятельно |
C |
A |
C |
B |
B |
C |
C |
A |
B |
C |
A |
A |
C |
A |
B |
A |
A |
B |
A |
B | |
II умение взаимодействовать в команде A – играет один B – играет с одним постоянным партнером C – играет с несколькими постоянными партнерами D – играет с разными партнерами |
B |
B |
A |
D |
C |
C |
C |
D |
C |
D |
B |
C |
A |
B |
D |
C |
A |
D |
B |
C | |
III установление устойчивого контакта со сверстниками A – вступает в игру только по инициативе со стороны B – вступает в игру при поддержке со стороны C – вступает в игру самостоятельно |
B |
B |
C |
A |
C |
C |
C |
C |
B |
C |
A |
C |
B |
A |
A |
B |
B |
C |
A |
A | |
IV свободный диалог A – ролевой диалог практически отсутствует B – ролевой диалог не постоянен C – самостоятельный непрерывный ролевой диалог |
B |
C |
B |
C |
C |
B |
C |
B |
B |
A |
B |
A |
C |
A |
B |
A |
B |
B |
A |
C | |
V выполнение нравственной нормы (нормы взаимопомощи) А – оказывает помощь только в игровых отношениях B – оказывает помощь и в реальных отношениях |
A |
A |
B |
B |
B |
B |
A |
B |
B |
B |
B |
A |
A |
B |
A |
A |
B |
A |
A |
A |
Похожие статьи:
Роль семьи в жизни детей с особенностями психофизического развития
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. В «Кратком словаре по семейному воспитанию» (И.В. Гребенников, Л.В. Новинников указывается, что семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в с ...
Литература для детей
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечествен ...
Эффективность внедрения ЭУМК "Компьютерная
графика" в учебный процесс
Основой дипломной работы послужил электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики, элементы которого были созданы средствами программы Microsoft FrontPage. ЭУМК представляет собой совокупность HTML страниц, иерархической структуры, который может быть ус ...