2–я стадия – выявление в рисунке, соотношения основных частей здания, его членения. Одновременно с этим обобщенно помечается его окружение. Рисунок на этой стадии – основа для его дальнейшего развития, и должен быть по возможности точным, выверенным по натуре. Следует еще и еще.
3-я стадия – прорисовка деталей сооружения и окружения (деревья, машины и т.д.). Степень проработки деталей определяется в зависимости от задачи. В рисунке панорамы, например, они могут обозначатся обобщено, в рисунке же, где стоит задача раскрытия конструктивно-пластической структуры экстерьера, они прорисовываются более точно. Передний план прорабатывается более подробно, чем в глубине пространства.
На этой стадии в рисунок вводятся элементы окружения. Случайные детали, мешающие общему восприятию, исключаются из изображения.
4-я стадия – рисунок обобщается. В тональных рисунках добиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения или деталей, в линейных – сила линий приводится к единой гармонии. Линии по своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения.
Особенности работы мягкими материалами и технические приемы в рисунке (пастель, сангина, уголь).
В старину для рисования пользовались материалами почти исключительно натурального происхождения. Таковыми служили: черные земли, сангина, мел, свинцовый карандаш, состоявший действительно из свинца. Серебряный карандаш, оставлявший при трении на бумаге следы, и, наконец, такой доступный для всех продукт, каким является уголь.'
К услугам рисовальщика нашего времени имеется безграничное число карандашей различного состава и цветов, приготовленных как из натурального, так и искусственного материала, притом для различного назначения. Здесь могут быть разобраны лишь те материалы, которые применяются обыкновенно в рисовании.
Уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных видах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а также пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов угля различна и зависит от обжига и породы дерева; она обозначается номерами. Кроме названных видов угля, фабрикуется так называемый «прессованный» уголь, вырабатываемый из порошка наиболее черных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы).
Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок,, но он лишен интенсивней черноты, и только прессованный уголь имеет более черный цвет, хотя по тону своему все же остается углем.
Уголь представляет материал, ничем не заменимый в рисовании. Он хорошо ложится на всякую шероховатую поверхность, а также легко снимается с нее, а потому особенно пригоден в первоначальных набросках и т. п. Но, кроме того, уголь может служить и для самостоятельных рисунков, выполняемых на бумаге, холсте и пр. Им рисуют, даже по шероховатому масляному грунту; таковы, например, многочисленные портреты И. Е. Репина. Рисунок в этом случае ведется обыкновенным углем, и лишь в наиболее темных местах его прибегают к помощи прессованного. Рисуют углем и на тоновой бумаге, присоединяя к нему в светах мел. Но уголь слабо держится на поверхности всякого материала, и потому углевой рисунок нуждается в искусственном закреплении, которое требует известной опытности и умения. Закрепляющими средствами являются спиртовые и водяные фиксативы. Первыми на них уголь фиксируется' легко, но они заставляют темнеть бумагу; от действия же водяных фиксативов не остается почти следов на бумаге, но они требуют от фиксирующего терпеливой работы. Сильно закрепленный уголь теряет отчасти свой бархатистый тон.
Сангина имеет два вида натуральный и искусственный. Последний выделяется из каолина и окиси железа, а также ; другими способами. Ему обыкновенно придается вид четырехгранных карандашей, не имеющих деревянной оправы.
Сангина принадлежит к излюбленным рисовальным материалам у художников. Рисунки выполняются или одним сангиной или в соединении с черным карандашом. В первом случае рисунок ведется штрихом без растушевки, согласно манере старых мастеров и более поздних, например Грёза; рисунок при этом получает коричневый оттенок. Вторая манера работы ведется с растушевкой его, и в этом случае рисунок приобретает более красный оттенок.
Сангина в соединении с черным карандашом даст на белой бумаге тона, близкие к тону тела, так как все необходимые в данном случае краски здесь имеются налицо: белая заключается в бумаге, желтая и красная – в самом сангине, и много составных я переходных тонов тела дают смеси черной и сангины. Этим простым материалом можно выполнять очень интересные рисунки.
Похожие статьи:
Речь и мышление в методике преподавания русского
языка
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения детей с ОНР. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового ...
Дизайн как одно из средств формирования проектной
культуры
Проектирование в настоящее время становится определяющей стилевой чертой нашего сознания и бытия во всех сферах жизнедеятельности. Необходимость решения проектных по своей сути задач возникает едва ли не ежечасно. В этих условиях овладение проектной культурой как частью общей культуры является жизн ...
Методика разработки презентации Microsoft PowerPoint биологического содержания
в целях развития познавательного интереса
В широком смысле слова термин презентация (от лат. Praesento - передаю, вручаю или от англ. Presentation - “представление”) - это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения, готового товара или услуги, результатов внед ...