Образование: статьи и материалы » Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах » Дидактическая игра и игровые ситуации, как средство развития интереса к знаниям

Дидактическая игра и игровые ситуации, как средство развития интереса к знаниям

Страница 1

Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане.

В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Следовательно, важная задача педагога - сделать так, чтобы интерес к обучению грамоте стал потребностью. А интерес станет потребностью в случае, если он будет расширен и углублен, станет действительным.

Роль интересов в психологических процессах исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной темы, но нужно наоборот, создать мотив, затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет - это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

Интерес - это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр.

Для младших школьников познавательные потребности являются ведущими, и школьник будет проявлять максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны, интерес к предметному познанию. В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным.

Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И. Щукина выделяет несколько уровней (Щукина Г.И., 1992):

- непосредственный интерес к фактам, значительным явлениям, которые фигурируют в информации. Это элементарный уровень познавательного интереса;

- интерес к познанию существенных свойств предметов и явления, составляющих более широкую и часть невидимую их внутреннюю суть. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности;

- интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Следовательно, задача педагога

- стремиться к тому, чтобы познавательный интерес в своем развитии достиг третьего, высшего уровня.

Любознательность и наблюдательность лежат в основе интереса, следовательно, учителю необходимо накапливать и использовать материал, способный привлечь внимание каждого ребенка, ведь то, что запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Ребенок не должен терять веры в свои силы и чувства, что у него что-то не получается, то есть учиться он должен с увлечением.

Наиболее эффективным средством поддержки интереса к знаниям является игровая деятельность. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на традиционных уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка, способы же ее решения являются учебными. В игре и после нее может происходить сдвиг с игровых мотивов на познавательные.

Игровая задача постепенно может трансформироваться в учебную, интерес учеников к познавательному содержанию игры начинает преобладать над интересом к ней самой.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познава ...

Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Человек и мир”
Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе “Человек и мир” происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. С самых первых уроков “Человек и мир” человек, природа и общество рассматрива ...

Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru