Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Понятие о сущности аудиовизуальных средств

Понятие о сущности аудиовизуальных средств

Страница 3

- демонстрация с помощью мультимедиа учебного материала требует пристального внимания (сосредоточенности) учащихся, когда перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.

Все перечисленные возможности могут быть реализованы только при соблюдении психологических и методических условий их применения. Место аудиовизуальных средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями учащихся, стилями их учебной деятельности. Важно учитывать, что аудиовизуальные технологии надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно; что их применение требует от учителя дополнительного времени и усилий, часто и специальных знаний. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, их осмыслению, упражнениям, самостоятельным работам и т.п. приводит к нежелательным результатам. Для правильного использования мультимедийных средств необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроке и во внеурочной деятельности далеко не всегда приводит к желаемому эффекту. Довольно часто использование аудиовизуального средства передачи учебной информации не обусловлено методической необходимость, т.е. неправильно определены дидактическая роль и место аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости, перегруженность урока демонстрацией, превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию или бесплановость, случайность их применения и не вносит ничего нового в учебный процесс.

Применение мультимедиа создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. При использовании мультимедиа средств однообразная структура урока, несмотря на интересную передачу, ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в продолжении всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть или только слушать. Необходимо учитывать также относительно (по сравнению с уроками без применения аудиовизуальных средств) больший объем информации и ее эмоциональную окрашенность, что увеличивает напряжение, ускоряет темп работы (учащиеся практически не отвлекаются), в результате чего возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием таких методических нововведений, чередовать различные методы и приемы работы.

Но, тем не менее, аудиовизуальные средства обучения являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность. Необходимо подчеркнуть, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего учебного процесса, придает ему большую четкость и целенаправленность. Поэтому использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов: принцип целенаправленности; принцип связи с жизнью; принцип наглядности; положительный эмоциональный фон педагогического процесса.

Невероятно высокие темпы современного научно-технического развития заставляют по-новому взглянуть на сложившиеся 20—30 лет назад подходы к применению в учебном процессе аудиовизуальных средств. Комплексное использование всех видов аудиовизуальных технологий создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Одной из актуальных проблем школьного образования является его компьютеризация. Применение в обучении компьютера в сочетании с иными аудиовизуальными средствами активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Внеклассные формы работы по физической культуре
Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная—для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий ...

Использование презентации Microsoft PowerPoint в курсе общей биологии как средства развития познавательного интереса у школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова): 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, ...

Проблемы патриотического воспитания детей
Проблема переосмысления патриотического воспитания по сей день является актуальной. Это объясняется рядом причин, которые характеризуются тем, что происходит дискредитация не только организации патриотического воспитания, но и самой идеи воспитания личности патриота. Уменьшение внимания государства ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru