Образование: статьи и материалы » Аудиовизуальные средства повышения познавательного интереса у школьников на уроках биологии » Принцип наглядности в обучении и его роль в развитии познавательного интереса

Принцип наглядности в обучении и его роль в развитии познавательного интереса

Страница 3

Использование в процессе организации учебной деятельности наглядных пособий, способствует формированию познавательного интереса у школьников. Объективной стороной развития познавательных интересов у учеников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием, педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания. Роль познавательного интереса в процессе организации учебной деятельности состоит в том, что он и в обучении, и в учении является носителем внешних и внутренних ресурсов, объективных и субъективных факторов эффективной совместной деятельности учителя и учащихся. Интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость и быстроту; под влиянием интереса познание принимает для человека «личностный смысл»; опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной.

Проникая в сферу познавательных интересов школьников видно, что по своему содержанию и проникновению в познание процессы различны у учащихся одного и того же класса, хотя им предоставлены равные условия. Однако для одного сфера приложения интереса лежит в углублении познания истины, для другого – в практической роли получаемых знаний, которые позволяют ему самому осуществить нечто реальное, ощутимое.

Характер познавательного интереса, его направление следует рассматривать вместе с множеством факторов и условий: на какой основе рождается то или иное направление познавательного интереса? Каков индивидуальный опыт ученика? Каково приобретение его в познании? Все эти важные вопросы на пути изучения стремлений, запросов и интересов школьника в процессе обучения. Но каким бы ни был характер познавательного интереса, это важная и прочная основа, на которой можно прогнозировать перспективы развития не только интереса к знаниям, учениям, но и личности ученика.

Существует несколько подходов к развитию познавательного интереса у школьников на уроках биологии (по Яхонтовой):

Эмоциональное состояние заинтересованности вызыватся занимательными свдениями о редких растениях и животных, оригинальных приспособлениях организмов к среде обитания, сложных биологичнских взаимодействих и т.д.

Познавательный интерес развивается путем воспитания пытливости учащихся при углубленном анализе существа биологических явлений. Для этого школьникам постоянно сообщается дополнительная к учебнику информация о достижениях науки и практики, о природе родного края и т.д.

Использование межпредметных связей. Учитель объясняет не только биологические вопросы, но и связанные с ним физические, химические, географические явления, тем самым углубляя знания учащихся, которые имеют мировоззренческое значение и вызывают интерес к содержанию предмета.

Использование поисковых методов, вопросов, побуждающих учащихся к самостоятельным заключениям и выводам.

Широкое применение на уроках биологии наглядных пособий.

Наглядность активируют познание школьников на уроках биологии. Главным инструментом познания является мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роль в организации учения, особое внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). Мышление на уроках может происходить в разных формах – понятия, суждения, умозаключения, гипотез и теорий.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...

Технологии дистанционного обучения
Известны и применяются следующие основные технологии дистанционного обучения: 1. Кейс-технология, при которой обучаемый получает комплект учебных материалов (кейс) и изучает их, имея возможности периодических консультаций с преподавателями-тьюторами в учебных пунктах (центрах). 2. ТВ-технологии, пр ...

Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий
Мы выяснили что обеспечить создание коммуникативной мотивации у школьников можно, предъявив перед выполнением какого-либо вида работы специально разработанный вид внешней наглядности. Таким образом, говорящему задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, тем самым соз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru