Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;
что такое модель знаний, база знаний;
из чего строится логическая модель знаний;
какие проблемы решает раздел информатики «Искусственный интеллект»;
что такое система, системный анализ, системный подход;
что такое граф, элементы графа;
что такое иерархическая система и дерево;
состав базы знаний на Прологе;
как в Прологе представляются факты и правила;
как в Прологе формулируются запросы (цели).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
проводить в несложных случаях системный анализ объекта (формализацию) с целью построения его информационной модели;
ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;
проводить вычислительный эксперимент над простейшей математической моделью;
ориентироваться в таблично-организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
различать декларативные и процедурные знания, факты и правила.
ориентироваться в информационных моделях на языке графов;
описать несложную иерархическую систему в виде дерева;
построить базу знаний на Прологе для простой предметной области (типа родственных связей);
сформулировать на Прологе запросы к данной базе знаний;
работать на компьютере в среде системы программирования Пролог.
Примерное содержание и планирование линии «формализация и моделирование» в базовом курсе средней школы по учебнику макаровой н.в. «информатика 7 – 9 кл.»
№п/п |
№ раздела, темы |
Название раздела, темы |
Определения |
Класс, в котором изучается данная тема |
Количество часов, отведенных на данную тему | ||
Всего |
теор |
практ | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
РАЗДЕЛ 2 |
Информационная картина мира | ||||||
Тема 6. |
Представление об объектах окружающего мира |
7 кл. |
2 |
2 |
0 | ||
8 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
9 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
6.1. |
Что такое объект |
Объект (материальный, нематериальный) |
7 кл. |
1 |
1 |
0 | |
6.2. |
Свойства и параметры объекта |
Параметр (значение, свойство, величина, признаки) |
7 кл. | ||||
6.3 |
Действие как характеристика объекта |
Состояние объекта, процесс |
7 кл. |
1 |
1 |
0 | |
6.4 |
Среда существования объекта |
Среда |
7 кл. | ||||
Тема 7. |
Информационная модель объекта |
7 кл. |
1 |
1 |
0 | ||
8 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
9 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
7.1. |
Понятие модели |
Модель (предметные и абстрактные), примеры моделей |
7 кл. |
1 | |||
7.2 |
Информационная модель объекта |
Информационная модель, цель, формы представления моделей | |||||
7.3. |
Примеры информационных моделей объектов | ||||||
Тема 8. |
Представление о системе объектов |
7 кл. |
3,5 |
2 |
1,5 | ||
8 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
9 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
8.1 |
Отношения объектов |
Пространственные, временные, части и целого, формы и содержания, математические, общественные, примеры отношений |
7 кл. |
1 |
0,5 |
0,5 | |
8.2. |
Связи объектов |
Связи (примеры связей: механические, электромеханические, межличностные, географические, экономические, экологические) | |||||
8.3. |
Понятие о системе |
- Элемент системы, система, цель изучения системы (примеры систем: организационная, техническая, знаковая, биологическая), - связи и отношения между элементами системы (примеры связей: пространственные, временные, социальные, генетические, материальные), - среда, целостность, работоспособность. |
7 кл. |
0,5 |
0,5 | ||
8.4. |
Информационная модель системы |
-Система как объект, ее информационная модель (анализ); - информационные модели элементов системы - связи и отношения между элементами - взаимодействие элементов( системный подход, системное мышление) - примеры |
7 кл. |
2 |
1 |
1 | |
Тема 9. |
Основы классификации (объектов) |
7 кл. |
0 |
0 |
0 | ||
8 кл. |
3 |
2 |
1 | ||||
9 кл. |
0 |
0 |
0 | ||||
9.1. |
Классы и классификация |
Класс, классификация (дерево, иерархическая схема) |
8 кл. |
1 |
1 |
0 | |
9.2. |
Основание классификации |
Классификация (группировка по намеченным признакам, основание классификации (несколько признаков)) | |||||
9.3. |
Наследование свойств |
Наследование, роль классификации, | |||||
9.4. |
Примеры классификации различных объектов |
8 кл. |
1 |
0,5 |
0,5 | ||
9.5. |
Классификация компьютерных документов |
Текст, графика, таблица, БД, составной документ |
8 кл. |
1 |
0,5 |
0,5 | |
Тема 10. |
Классификация моделей |
7 кл. |
4 |
1 |
3 | ||
8 кл. |
6 |
2 |
4 | ||||
9 кл. |
4 |
1 |
3 | ||||
10.1 |
Виды классификации моделей |
По области использования (учебные, опытные, научно – технические, игровые, имитационные); По фактору времени (статистическая, динамическая) |
8 кл. |
2 |
1 |
1 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10.2. |
Классификация моделей по способу представления |
По способу представления (материальные, абстрактные(мысленные, вербальные, информационные) | |||||
10.3 |
Инструменты моделирования |
Компьютерные и некомпьютерные информационные модели, аппаратная и программная поддержка (прикладные программные среды, среда программирования) |
7 кл. моделирование в графическом и текстовом редакторах |
4 |
1 |
3 | |
8 кл. моделирование в табличном редакторе |
4 |
1 |
3 | ||||
9 кл. Моделирование в среде БД |
4 |
1 |
3 | ||||
Тема 11. |
Основные этапы моделирования |
7 кл. |
10 |
3 |
7 | ||
8 кл. |
12 |
3,5 |
8,5 | ||||
9 кл. |
11 |
2,5 |
8,5 | ||||
11.1 |
Место моделирования в деятельности человека |
Моделирование (модели материальных объектов, модели явлений, модели процессов, модель системы) Этапы деятельности при исследовании объекта, этапы моделирования, |
7 кл. |
1 |
1 |
0 | |
8 кл. |
2 |
1 |
1 | ||||
11.2 |
Постановка задачи |
Описание задачи, цель моделирования, формализация, |
7 кл |
1 |
0,5 |
0,5 | |
8 кл |
2 |
1 |
1 | ||||
9 кл |
3 |
1 |
2 | ||||
11.3 |
Разработка модели |
Информационная модель, компьютерная модель, алгоритм построения, программная среда |
7 кл |
4 |
1 |
3 | |
8 кл |
4 |
1 |
3 | ||||
9 кл |
4 |
1 |
3 | ||||
11.4 |
Компьютерный эксперимент |
Компьютерный эксперимент, план эксперимента (тестирование, тест), проведение исследования, анализ результатов. |
7 кл |
3 |
0 |
3 | |
8 кл |
3 |
0 |
3 | ||||
9 кл |
3 |
0 |
3 | ||||
11.5 |
Анализ результатов моделирования |
Корректировка |
7 кл |
1 |
0,5 |
0,5 | |
8 кл |
1 |
0,5 |
0,5 | ||||
9 кл |
1 |
0,5 |
0,5 | ||||
Всего за год при нагрузке 2 часа в неделю (по плану 68 часов) |
7 кл. |
20,5 |
9 |
1,5 | |||
8 кл. |
21 |
7,5 |
13,5 | ||||
9 кл. |
15 |
3,5 |
11,5 |
Похожие статьи:
Выявление умения детей 5-6 лет образовывать глагольные формы
Для того чтобы выявить уровень умений детей 5-6 лет образовывать слова-действия были определены следующие задачи: подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР; разработать критерии и уровневые показатели по данной проблеме; выявить урове ...
Дзюдо как вид спорта: техника и правила борьбы
Дзюдо — один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет занимающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства ...
Организация и методы исследования проблемы
дезадаптации первоклассников
1. Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Интеллектуальный тест для детей (Wechsler intelligence Scale for Children, WISC) опубликован Д. Векслером в 1949 году. Является надежным, научно-обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инстр ...