Образование: статьи и материалы » Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори » Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия

Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия

Страница 1

Развитие чувства осязания.

Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками».

В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увидели руками»:

— разглаживание пальцами руки детей поверхностей дощечек и объяснение учителя, какую поверхность они разглаживают;

— нахождение дощечек разных поверхностей строго по требованию учителя;

— определение видов поверхностей дошечек детьми в ходе контрольного опроса учителем.

Приспособлениями для различения цветов служили плоские деревянные катушки с разноцветными нитками из шелка, шерсти, хлопка, і Вначале для детей выбирают контрастные цвета. Эти нитки разглядывают, щупают, называют тот или иной цвет. Затем малыши знакомят с нитками, одинаковыми по цвету. Например, подбираются две катушки с красными нитками, две с синими и одна с желтыми. Детям называют цвета, затем показывают катушки с одинаковыми цветами. И только после закрепления («Найти такую же катушку») смешиваются все пять катушек для определения ребенком цвета, требуемого учителем. Интересен факт, что после обучения по узнаванию цветов детей оставляют одних, чтобы они, если захотят, самостоятельно продолжали занятие.

После многолетней практики М. Монтессори убедилась, что дети всех возрастов любят игру в «катушки», поэтому, она сделала восемь серий цветов по восемь оттенков каждого цвета в двух экземплярах.

Для различения детьми цветов и поверхностей в школах М. Монтессори использовались целая серия лоскутов одинакового размера разных типов тканей (атласа, бархата, шерсти, шелка и других). Дети с завязанными глазами угадывают сорта тканей, предварительно изучив их, согласно трех приемов, описанных выше.

Развитие чувства веса.

Чтобы у детей развивалось чувство веса, они пользовались отполированными дощечками одинакового размера, но сделанных из разных сортов деревьев. Беря дощечку на ладонь, мальчики и девочки приучались распознавать по весу, из какого дерева она сделана.

Ощущение тепла и холода.

Для различения ощущения тепла и холода пальчики детей окунали в посуду с водой разной температуры.

Чувство размера.

Чувство размера развивалось приборами, состоящими из цилиндров, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Есть цилиндры одного и того же диаметра, но разной длины, поэтому углубления для цилиндров тоже разной величины. На торце цилиндров сделаны ручки в виде пуговки, чтобы дети могли их вытаскивать и вставлять опять на место. Малыши изучают углубления, сами цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в соответствующую нишу. Попыток бывает несколько. И только после многократных упражнений, если ребенок не устал и хочет заниматься с цилиндрами, ему завязывают глаза, чтоб он мог с помощью пальцев руки проделать игру с цилиндрами еще раз. Смена занятий происходит по желанию ребенка. Если он ничем не хочет заниматься, его в этот момент оставляют в покое.

Т. Л. Сухотина обнаружила в школах Монтессори интересное приспособление, обучающее детей сложению. Оно состоит из десяти брусков. Самый короткий из них — длиной 10 сантиметров. Каждый брусок разделен на части по 10 сантиметров. Например, брусок длиной в 30 сантиметров разделен на три части. Самый длинный брусок имеет длину в 1 метр и разделен на 10 частей. Дети учатся выбирать самый короткий брусок, затем — самый короткий из оставшихся, и так далее.

Ребенок учится подбирать бруски одинаковой длины. С помощью брусков можно составлять различные варианты для обучения сложению и вычитанию.

Для развития слуха служит игра в «молчанку». Она приучает детей сосредоточиваться, быть внимательными. Окна занавешиваются. Дети сидят с закрытыми глазами, положив голову на руки. В это время учитель —уходит в самый дальний угол и шепотом произносит имена детей. Кто услышит ее шепот, должен на цыпочках, обходя других, подойти к педагогу. Если в группе оказались дети, так и не расслышавшие свое имя, учитель произносит его чуть-чуть громче. Иногда игра в «молчанку» состоит из того, что дети целенаправленно слушают тиканье [часов или какой-нибудь другой звук. После такого рода игр общение учителя с детьми, по наблюдению М. Монтессори, становится теснее.

Рисование для детей ведется как свободная композиция, а также как заполнение понравившимся цветом формы разных геометрических фигур.

Совершенно необычно предлагает М. Монтессори проводить гимнастику рук. Она считает, что ребенку необходимы те движения и действия, которые, во-первых, способствуют мускульному развитию вообще, а во-вторых, понадобятся во всей его последующей жизни. Поэтому она разработала дидактический материал в виде рамок с прибитыми кусками материи, кожи, которые дети должны соединять и разъединять, застегивая на пуговицы, крючки, петли. Разработаны десять рамок со следующими видами работ:

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социальная педагогическая практика – взаимодействия общественного и семейного воспитания в МДОУЦРР детский сад №57 г. Белгорода
Практическая часть исследования проводилась в МДОУ № 57 г. Белгорода. Систематическая и эффективная работа с семьей здесь проводилась уже много лет, одной из форм взаимодействия является родительская газета. На первом этапе исследования мы выяснили, какое место занимает газета в ряду других форм вз ...

Изучение деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником. Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия ...

Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры
Изучение социальной и культурно-философской, политической и социологической мысли второй половины ХХ века позволяет говорить о возрождении научного интереса к теории гражданского общества. Таким образом, научный интерес многих исследователей к теории гражданского общества можно определить как поиск ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru