Вводится классификация таблиц. Описывается два типа таблиц: таблицы типа «объект — свойство» и «объект — объект». Это наиболее простые и наиболее часто встречающиеся типы таблиц. Кроме того, даны примеры применения двоичных матриц.
Двоичные матрицы используются в тех случаях, когда нужно отразить наличие или отсутствие связей между отдельными элементами некоторой системы. С помощью двоичных матриц удобно представлять сетевые структуры.
Пример. Дана двоичная матрица, отражающая связи между различными серверами компьютерной сети (табл. 1).
Таблица 1.
С1 |
С2 |
СЗ |
С4 |
С5 | |
С1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
С2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
СЗ |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
С4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
С5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Из таблицы 1 ученики должны определить, какой из пяти серверов является узловым?
Решение. Поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка — С 4. Значит сервер С4 является узловым.
Второе задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему этой компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи между ними линиями.
Элементы системного анализа в курсе информатики
Изучаемые вопросы:
• Понятие системы.
• В чем суть системного подхода.
• Структура системы; использование графов для отображения структуры.
• Развитие системного мышления учащихся.
Второй, дополнительный уровень изучения темы моделирования в базовом курсе связан с обсуждением таких понятий, как: система, структура, граф, деревья, сети. Необходимо отметить, что эти понятия постепенно начинают проникать в перечень обязательных для изучения в рамках базового курса. Перечисленные понятия относятся к области, которая в науке называется системологией (теорией систем). Знания элементов системологии придают целостность и понятийную полноту содержательной линии «Формализация и моделирование».
Похожие статьи:
Инструментальные средства по типам и обоснование
выбора
Выбор того или иного типа графического редактора в образовательном процессе зависит от поставленной задачи. Для правильного выбора, какого либо графического редактора нужно знать существующие в компьютерной графике методы представления графических объектов. Методы представления графических объектов ...
Основные этапы жизни и деятельности В. В. Розанова
Василий Васильевич Розанов родился в 1856 году в Ветлуге Костромской губернии в семье чиновника лесного ведомства. Отец его умер вскоре после переезда семьи в Кострому, когда мальчику было три года. На руках матери оставалось семеро детей. После ее смерти с 14-летнего возраста будущий писатель вос ...
Формирование графических навыков у дошкольников
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творчески ...