Образование: статьи и материалы » Формирование физической культуры детей и подростков в условиях педагогически организуемой социально-культурной среды » Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической культуры личности

Страница 5

Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до 1917 года, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры лаконичны и выразительны; они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов человека. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приведет к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). В игровых программах, на детских утренниках, праздниках мы предполагаем использовать коллективные народные игры.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют ход игры, регулируют действия и поведение играющих, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. правила обеспечивают условия, в рамках которых человек не может не проявлять воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить!». Все это требует проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех, все - за одного», - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка). Отмечу, что выражение детей «он играет не по правилам» отражает отношение их к правилам игры как к чему-то очень важному.

Подчиняясь правилам в сюжетной игре, ребенок действует согласно образу, который он изображает, например: волк ловит гусей, зайцы убегают от сторожа.

Необходимость действовать по сигналу воспитывает выдержку: как бы ни хотелось быстрее сорваться с места, а бежать можно только после обусловленного сигнала.

В коллективных играх часто от поведения одного играющего зависит положение товарища, успех команды. Так, например, в игре «Горелки» надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. В играх-эстафетах - малейшее замешательство каждого может подвести всех остальных членов команды.

Во многих подвижных играх детей 6-12 лет с мячами, обручами, скакалками, камешками и др. предметами правила игры устанавливаются самими участниками игры. Например, начиная играть, они договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В игре «Классы» можно слышать: «Чур, с отдыхом, первая сказала», или в игре с резиночкой:

«Чужая помеха не считается» (это значит, что если ошибка произойдет не по вине прыгающего, он имеет право начать сначала). В каждом случае уговор становится правилом для всех играющих. Нарушивший его также исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами. Но уже замечено, что дети сами свои правила нарушают крайне редко.

Правила дисциплинируют поведение детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением окружающих. Эти навыки обычно отличают детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками, первыми помощниками.

Игра напрямую связана с другими видами деятельности человека. «Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу . Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина . Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - так считал А.С.Макаренко. По его мнению, в игре должна быть ответственность и активность, как в работе. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно ц ...

Особенности развития связной речи у дошкольников
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового ма ...

Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru