Сюжет игры, в свою очередь, - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Так как в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. Они отражают историческую эпоху, социально-исторические, географические и конкретно-бытовые условия жизни общества. Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни -несомненный факт, признаваемый многими учеными.
Игра проходит несколько стадий:
1. До 5-6 лет. Время комнатной игры и игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие товарища и редко берет чужие игрушки. Развиваются личные способности ребенка. Он еще не может играть в группе, часто ссорится с товарищами. Не надо навязывать ему компаньонов. Он «собственник». Не надо давать ему упражняться в его агрессивности и в развитии «собственнических» побуждений. Пусть играет один, если хочет.
До 11-12 лет. Интерес к товарищам, к групповой игре. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в благоприятной обстановке. Обычно этот переход происходит в виде повышения интереса ребенка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит то и другое и является переходом к 3-ей стадии.
Ребенок - член коллектива. Коллектив этот не только игровой, но и деловой, учебный. Поэтому игра принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с определенными физкультурными целями, правилами, а самое главное – с понятием коллективного интереса и дисциплины.
Когда человек взрослеет, значение игры в его жизни уменьшается, она замещается другими формами общения, а так же разнообразными видами искусства. О роли игры в жизни взрослого так писал один из ведущих психоаналитиков XX века Эрик Эриксон (1902-1994) в своем труде «Детство и общество»: «Верно, что даже самая напряженная и опасная игра по определению не есть работа, ибо не производит товар. Когда же это происходит, игра «становится профессиональной». Но именно это обстоятельство с самого начала делает сравнение игры взрослого и игры ребенка довольно бессмысленным, поскольку взрослый есть производящее и обменивающее товары существо, тогда как ребенок только готовится стать таковым. Для работающего взрослого игра является отдыхом. Она позволяет ему периодически выходить за пределы тех строго очерченных возможностей, которые составляют его социальную действительность» .
Элементы игры полезно вносить в обучение, общение и труд. В физическом воспитании обучение и физическая тренировка в игре не воспринимаются как изнурительный труд. В игре можно развивать такие качества ребенка, которых ему недостает, опираясь на те, которые уже хорошо развиты и закреплены.
Мир игры трансформируется в художественную и спортивную деятельность. У подростков игра трансформируется в специфической подростковой субкультуре. Субкультура, в данном контексте, - это принятие особого кодекса поведения и символики, - своеобразных правил «игры». Игра компенсирует подростку ограниченность и недостатки реальной жизни.
Э.Эриксон делает такой вывод: «Так что же такое детская игра? Мы видели, что она не эквивалентна взрослой игре и не является отдыхом. Играющий взрослый уходит в сторону от действительности и входит в другую реальность; играющий ребенок продвигается вперед к новым ступеням мастерства в овладении этим миром и собой. Я выдвигаю предположение, что детская игра есть инфантильная форма человеческой способности осваивать жизненный опыт, создавая модели ситуаций, и овладевать действительностью через эксперимент и планирование. Ведь и взрослый в определенных фазах своей работы проецирует прошлый опыт в переменные, которые кажутся управляемыми».
В современном обществе взрослых развернутых форм игры нет, ее вытеснили и заместили различные формы искусства и спорт. Развернутой формой игры Д.Б.Эльконин считает ролевую игру.
Похожие статьи:
Воспитание человека культурного
Бескультурный человек подобен дикарю: у него одна потребить, удовлетворить голод или защититься от стужи. На все он смотрит равнодушным взглядом, перестает изумляться, ни к чему не привязан, ничего не любит, для него нет никаких святынь, "для энного, и в этом именно заключается сущность его б ...
Изобразительное искусство как средство формирования компетенциибудущих дизайнеров
Развитие казахстанской экономики и улучшение уровня жизни стали причиной того, что современное общество стало стремиться к обладанию вещами более совершенных форм, которые раскрывали бы истинный характер цивилизации. В связи с этим возрастает потребность в компетентных специалистах в области искусс ...
Сравнительный анализ результатов работы по развитию
воображения у детей старшего дошкольного возраста
Цель данного этапа - выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста после проведения предложенной нами методики развития воображения по следующим критериям и показаниям разработанными Е. Торренсом, О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой: оригинальность и необычность изображения; ...