В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенностью организации профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок заполняет "Рабочую тетрадь", где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами.
В Минске действует Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи (далее - РЦПОМ), основными задачами которого, является оказание помощи молодежи в принятии решения о выборе профессии и учебного заведения для ее получения. Специалисты РЦПОМ предоставляют молодежи и старшеклассникам школ информацию о профессиях, условиях приема в учебные заведения, осуществляют диагностику профессионально важных качеств, склонностей, способностей, помогают обратившемуся за консультацией школьнику оценить свои способности и возможности, выбрать профиль обучения в школе, лицее или гимназии, определить профессиональную пригодность к определенному виду деятельности.
Для организации и непосредственной работы по профориентации в школах специалистами РЦПОМ разрабатываются информационно-справочные материалы, призванные оказывать помощь специалистам органов по труду, занятости и социальной защите, классным руководителям, школьным педагогам-психологам, заместителям директоров по учебно-идеологической работе, социальным педагогам, учителям-предметникам. С этой же целью РЦПОМ издается ежемесячный информационный бюллетень.
Специалисты проводят консультирование:
бесплатное информационно-справочное консультирование;
психодиагностическое профессиональное консультирование (профориентационная консультация). Бесплатно проводятся консультации для детей-сирот и детей-инвалидов.
Специалисты отдела профориентационной работы Минска предлагают:
для выпускников школ города и их родителей классные часы, лекции с использованием презентаций;
для работников образования подготовлены семинары.
Что касается профессиональной ориентации в России, то в основном эта функция лежит на центрах занятости населения – они оказывают подобные консультации, как правило, для безработных граждан, состоящих у них на учете. Постараемся проанализировать деятельность различных организаций, которые занимаются профориентацией молодежи.
В России действует несколько центров профориентации молодежи:
Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения (Москва);
Государственный центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (Санкт-Петербург);
Государственное учреждение дополнительного образования Ярославский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения "Ресурс";
Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения;
Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (Обнинск);
Нижегородский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения;
Пермский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения.
Рассмотрим деятельность Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии", Москва, (далее - ЦТР ГТ). ЦТР ГТ проводит профконсультации, сеанс которых включает два основных этапа: компьютерное тестирование и консультацию с психологом.
При тестировании используется компьютерный тестовый комплекс "Профориентатор", разработанный квалифицированными психологами-тестологами МГУ им. М.В. Ломоносова и IT-специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г. Шмелева. Комплекс позволяет провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся. Он включает три блока. Первый блок диагностирует сферу интересов. Второй блок представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей. Ориентация третьего блока направлена на выявление личностных особенностей.
Для молодежи в возрасте 25-30 лет используется другой комплекс тестирования – "Профконсультант", который также может помочь при смене специальности.
В основном консультанты ЦТР ГТ придерживаются следующей схемы: вначале – знакомство с клиентом, сбор первичной информации; затем – подробный рассказ о результатах тестирования; и в конце – подведение итогов, дискуссия о возможных вариантах получения образования и профессиональной подготовки.
Консультация взрослого человека, решившего сменить направление трудовой деятельности, гораздо чаще включает в себя элементы консультативной психотерапии. Психолог помогает клиенту снять напряжение, поверить в себя и в свои собственные силы, а не ограничиться перечнем альтернативных направлений профессионального развития и списком вузов. В результате консультация может длиться больше часа. По результатам консультации психолог может рекомендовать принять участие в развивающих тренингах.
Похожие статьи:
Программа формирования гражданской культуры будущего учителя
Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогиче ...
Сотрудничество школы и семьи
Семья, учебный коллектив, друзья – вот «питательная среда», постоянно влияющая на личность, ее мировоззрение, привычки и характер. Это непосредственное окружение служит проводником тех идей, ценностей и норм, которые существуют в обществе. Развитие личности происходит на протяжении всей жизни индив ...
Предложения по воспитанию студентов
Каждый студент должен заниматься самовоспитанием, самообучением, саморазвитием, самоконтролем. Как сказал А.С. Воронин: ”Студент – это пытливый ум, ищущий знания” Студент должен обогащать свою духовную жизнь: посещать театры, музеи, выставки, кино; читать много дополнительной литературы (художестве ...